Предварительная тренировка: антимонопольщики предложили применить метод эталонов в сбытовой части теплоснабжения

Предварительная тренировка: антимонопольщики предложили применить метод эталонов в сбытовой части теплоснабжения

Предварительная тренировка: антимонопольщики предложили применить метод эталонов в сбытовой части теплоснабжения Кирилл Зыков/ АГН «Москва»
В настоящее время тарифы на тепло содержат в себе три составляющие: производство, передачу и сбыт. В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России разработали документ, которым предлагается распространить метод эталонов пока что только на одну часть тарифа — сбытовую деятельность ресурсоснабжающих компаний.

Как пояснили «Стройгазете» в ведомстве, суть метода заключается в том, что нормируются (ограничиваются) расходы компании для осуществления ее деятельности без ущерба для потребителей. «В результате применения метода эталонов устанавливаются эффективные значения операционных расходов регулируемых организаций, которые предметно распределены по определенным блокам. Например, теплоснабжающие организации (ТО) могут усовершенствовать свою работу по двум критериям — цена и качество, так как они стимулируют их к росту операционной эффективности», — говорится в разъяснениях пресс-службы антимонопольного ведомства.

Предполагается, что новая схема позволит снизить внутрирегиональную и межрегиональную дифференциацию тарифов на тепло, а также гарантирует защиту интересов всех сторон. Так, для потребителей будут соблюдены стандарты качества оказываемых услуг по недискриминационной цене, а регулируемые организации повысят доходность своей деятельности за счет оптимизации затрат и стимулирования производительности. Одновременно при помощи цифровизации будет обеспечена прозрачность установления тарифов. Наконец, в ФАС уверены, что порядок определения стоимости тепла для населения при введении эталонов не изменится, необоснованный же рост тарифов будет пресекаться.

Отметим, что о необходимости введения эталонных тарифов в теплоэнергетике говорится достаточно давно, но реальных подвижек в этом направлении до сих пор не отмечалось. Однако, как считает член рабочей группы при экспертном совете по ЖКХ при ФАС России Ольга Гиличинская, на этот раз «все серьезно». Правда, пока антимонопольщики планируют вводить эталоны только на сбытовую часть расходов, которая в настоящее время в валовой выручке теплоснабжающих организаций в целом невелика (даже у единых ТО, работающих с потребителями, она составляет до 5% расходов). То есть пока что идет своего рода «тренировка» по введению эталонов на малой доле расходов. Когда очередь дойдет до остальных, сказать сложно: неизвестно, на какой стадии находится разработка эталонов применительно к части, касающейся транспортировки и выработки ресурсов в тепле. «Боюсь, что пока на начальной, потому что по этому поводу еще не было ни одного экспертного совета и никаких обсуждений», — предполагает Ольга Гиличинская, и, по ее прогнозу, говорить о реальном, полном переходе на эталоны можно будет не ранее чем через несколько лет.

Что же касается отмечаемых ФАС преимуществ эталонизации, то если говорить применительно к ситуации полного введения эталонов на весь тариф и валовую выручку, стоит признать, что антимонопольное ведомство право и при таком раскладе действительно уйдут определенные возможности по дискриминации предприятий, по учету в тарифах необоснованных затрат и мероприятий и т. п. Но сегодня, когда речь идет об эталонизации «кусочка» тарифа, это не так, и ФАС «немного опережает события».

Эксперт «СГ» также сомневается, что при полной эталонизации в отдаленном будущем удастся избежать роста расходов на тепло для населения. Ведь если вспомнить ситуацию, сложившуюся, когда эталоны вводились в электроэнергетике, то тогда тоже много говорилось, что «скачка» не будет и в целом снижение тарифов по стране составит 14%. Но реалии свидетельствовали, что, может, у кого-то снижение и было (в частности, на Дальнем Востоке), но практически все регуляторы подтверждали, что они у себя фиксируют рост — и в наибольшей степени он тогда произошел в субъектах Центральной России.

«Неясно, за счет чего может быть снижение тарифов при полном введении эталонов. Тем более, что не по всем регионам принят и действует закон о возможности субсидирования межтарифной разницы. В частности, это так в регионах центра России. При выходе за счет эталонов на экономически обоснованные тарифы это даст рост, и в этих субъектах субсидий не будет. В такой ситуации непонятно, как будет компенсироваться возникшая разница между старыми и новыми затратами для потребителей, и как регионы будут с этим справляться», — отмечает Ольга Гиличинская.

Если вдруг с эталонами тарифы вылезут выше утвержденных регуляторами величин, то ситуация усложнится, и тогда компаниям за счет сбыта, учета и других составляющих придется снижать зарплаты сотрудников и сокращать ремонты, что чревато весьма серьезными последствиями.

Поэтому при эталонизации необходимо применять комплексный подход, включая учет возможного роста расходов. На местном уровне необходимо будет увеличивать адресные субсидии населению. «Всем надо сдерживать рост тарифов. Хотя понятно, что у правительства в нынешней критической ситуации мнение на этот счет несколько иное. И, наверно, правительство, как у нас всегда бывает, право», — говорит эксперт.

Исходя из вышесказанного, при переходе на полную эталонизацию в теплоэнергетике предстоит преодолеть немало сложностей. Прежде всего, следует научиться правильно и грамотно считать сами эталоны. Этой проблематикой сегодня всерьез занимается Ассоциация производителей тепловой энергии, но ее состав сформирован крупными предприятиями, владеющими генерирующими объектами. Как правило, их подход очень слабо учитывает интересы небольших производителей, работающих в малых городах, которые часто запитываются мелкими котельными.

Анализ проекта постановления правительства о частичной эталонизации позволяет сделать вывод, что ее ведение даст как минимум 3-процентное увеличение выручки для производителей. «Это будет достигнуто за счет введения сбытовых «бонусов», которые в нем нарисованы», — констатирует эксперт. Ведь постановление в том числе позволяет учитывать в расходах компаний средства, которые они тратят на обслуживание кредитов, выданных на пополнение оборотных средств, в размере ставки рефинансирования плюс 4 процентных пункта. «Понятно, что население плохо платит, и не всегда регулярно это делают бюджетные организации. Но нельзя огульно перекладывать все эти проблемы только на потребителей», — заключила Ольга Гиличинская.

Ольга ГИЛИЧИНСКАЯ, член рабочей группы при экспертном совете по ЖКХ при ФАС России:

Ольга ГИЛИЧИНСКАЯ.jpg

«При эталонизации нужно применять комплексный подход, в рамках которого учитываются интересы всех участников теплоэнергетического рынка и потребителей»