Слабое звено: кто отстает в цифровой триаде «проектирование — строительство — эксплуатация»?

Слабое звено: кто отстает в цифровой триаде «проектирование — строительство — эксплуатация»?

Слабое звено: кто отстает в цифровой триаде «проектирование — строительство — эксплуатация»? Shutterstock/FOTODOM
В рамках исследования «Лаборатории цифровизации жилья» (ЛЦЖ), с результатами которого «Стройгазета» ознакомилась одной из первых, выяснилось, что почти половина всех бизнес-процессов в управляющих компаниях (УК) не имеет инструментов цифровизации.

Сразу оговоримся: мы далеки от того, чтобы обвинять большинство УК в косности, инертности и лени. Дело в другом — в отсутствии необходимых решений на рынке: в этих условиях кто-то просто ждет, пока соответствующие продукты появятся, а самые активные ищут сходные решения в смежных сферах. Такие решения могут заимствоваться из девелопмента, телекоммуникаций, продаж и популярных онлайн-сервисов и приспосабливаться для работы УК.

По оценкам ЛЦЖ, почти все обязательные бизнес-процессы УК в той или иной степени подлежат автоматизации, но лишь 28% из них можно автоматизировать за счет имеющихся на рынке инструментов. Еще 24% можно оцифровать за счет продуктов, предназначенных для смежных сфер и которые еще надо доработать под свои задачи. До половины бизнес-процессов настолько специфичны и узки, что их программирование — это, по сути, работа с нуля.

По наблюдениям отраслевых специалистов, за последние два года перечень готовых решений для автоматизации бизнес-процессов УК вырос на 20%. Впрочем, это, так скажем, не уникальные продукты, а решения из других областей, модифицированные под задачи УК самими разработчиками. «Так, например, функции биллинга были расширены под специфику работы с платежными документами собственников жилья, появились инструменты для планирования и выполнения задач по эксплуатации объектов, которые перекочевали из сервисов для промышленных предприятий, — прокомментировали «Стройгазете» исследователи из ЛЦЖ. — Несмотря на появление новых сервисов, имеющихся темпов внедрения новых продуктов не хватает для устранения разрыва «ожидание — реальность».

По большому счету, рассматриваемая проблема (оцифровка всей деятельности УК) — большая часть процесса цифровизации сферы ЖКХ в целом. А это огромная работа, требующая активного стимулирования, изменения и дополнения в нормативно-правовой базе, регламентирующей эксплуатацию и управление жилищного фонда, что, в свою очередь, диктует появление целых цифровых платформ, задействующих обширный комплекс взаимосвязанных и нормально взаимодействующих друг с другом цифровых инструментов.

Пока же большинство «управляшек» вынуждены работать примерно на уровне ветхозаветных ЖЭКов. Конечно, некоторые процессы автоматизированы даже в самых «ленивых» УК: просто их уже невозможно осуществлять в прежнем режиме (например, бухгалтерский учет и услуги контакт-центра), а соответствующие направления полностью автоматизированы во всей российской экономике.

Но цифровизация других процессов требует все же больших усилий, особенно когда в них подразумевается взаимодействие с инженерной инфраструктурой. Цифровизация работы УК способна осовременить деятельность компании, уменьшить трудозатраты и ручной труд, повысив прозрачность и качество предоставляемых услуг. Ведь не секрет, что доходность УК, скажем так, несколько отличается от доходности нефтетрейдеров. Таким образом, цифровизация — также инструмент для повышения маржинальности УК.

Итак, что делать? Собственно, решение этого вопроса лежит на поверхности. Активно внедряя технологии информационного моделирования на стадии проектирования и строительства, производители софта несколько «забыли» о последней и, наверное, самой важной части этой триады — стадии эксплуатации. То есть следует расширить границы оцифровки проекта до стадии эксплуатации. А прибавив к этому IoT-технологии, возможности искусственного интеллекта и Big Data, можно получить искомый результат. Очень важно при этом, что называется, окунуть производителей цифровых продуктов в жилищно-коммунальную стихию. Потому что на рынке большинство айтишников сейчас ориентируется на потребности проектировщиков и строителей, и лишь совсем малая часть их работает на нужды УК. Хотя здесь — океан возможностей.

Кстати:

Ранее Фонд «Институт экономики города» презентовал свой взгляд на разработку стандартов деятельности по управлению многоквартирными домами (МКД), видя в этом базу взаимодействия собственников жилья и УК. При этом силами АНО «Умный МКД» и привлеченными экспертами ведется подготовка к регламентации цифрового развития коммунальной сферы. Все это способно помочь ликвидировать технологический разрыв, наблюдаемый сейчас в ЖКХ.