Спасти конструктивизм

Фото: macrotkani.livejournal.com

Сохранение памятников ХХ века требует совместных усилий общественности, бизнеса и власти

Конструктивизм, пожалуй, самое известное и почитаемое на западе российское архитектурное направление, у себя на родине страдает больше других. Считается, что конструктивизм — это некрасиво, непрочно, сложно в реставрации и непригодно для дальнейшего использования. Даже памятниками архитектуры конструктивистские здания стали признаваться не так давно, да и то, в основном, под давлением западных историков архитектуры. «Конструктивизм — это от бедности, а бедности следует стесняться», — заявил как-то один из губернаторов. Вот и приходится постоянно встречать в СМИ сообщения о сносе очередного здания в стиле конструктивизма: то Таганской АТС, то квартала на Погодинской улице, то дома Стройбюро в Королеве. Не помогли ни петиции, ни обращения к местным администрациям, ни объяснения ценности зданий в прессе.

Однако, как заявил на недавней встрече «Школы наследия» историк архитектуры, специалист по конструктивизму Александр Селиванов, системная проблема состоит, в том числе, в неумении заинтересованных сторон бороться за здания. При угрозе сноса здания, по его мнению, необходимо не только бить тревогу и поднимать общественность, но и обязательно готовить альтернативные проекты, подкрепленные экономически.

В этом смысле хорошим примером является спасение знаменитого Дома Наркомфина в Москве, который после многих лет «страданий», наконец, обрел заинтересованного инвестора, поверившего, что реставрация такого сложного объекта может быть экономически обоснованной. Заметим, что в случае с Домом Наркомфина предполагается не традиционное «приспособление», а именно научная реставрация с сохранением не только фасадов, но и планировочных решений и даже колористики внутренней отделки, задуманной архитектором Моисеем Гинзбургом. Будут восстановлены функция и внутреннее решение коммунального корпуса — в нем разместится кафе и, возможно, какая-то еще бытовая инфраструктура, как и было задумано авторами проекта. И, несмотря на всю сложность проекта, инвестор рассчитывает получить не только имиджевую, но и финансовую прибыль.

Благодаря архитекторам, изменилась судьба Белой башни в Екатеринбурге. Еще недавно бывшая водонапорная башня «Уралмаша» стремительно разрушалась, несмотря на то, что была признана памятником федерального значения. Несколько лет назад башню передали в бессрочную аренду арх-группе Podelniki, которые получили грант благотворительного Фонда Владимира Потанина на реализацию музейного проекта. Первым делом архитекторы «закрыли контур» здания — отремонтировали кровлю, вставили двери, тем самым прекратив несанкционированный доступ в башню. Ведется работа с местным населением, жителей привлекают к проведению восстановительных работ. Сейчас в башню в теплое время года водят экскурсии. А если в здании появится отопление, на что очень рассчитывают архитекторы, то она будет работать круглогодично.

Инициатива «снизу» позволила сохранить и жилой конструктивистский городок «Рабочий поселок — Город-сад» в районе Мотовилиха (Пермь), жители которого не только самоорганизовались, но и нашли поддержку у муниципальных властей. По архивным документам, поиском которых занимались сами жители, был разработан проект реставрации с сохранением и восстановлением подлинных деталей. Правда, говорят жители, чтобы получить деньги из фонда капремонта, понадобилось уже более двадцати судов, и это еще не финал.

И все же, «дело конструктивизма» небезнадежно. Фонд авангарда планирует составить опись всех зданий конструктивистской эпохи, сохранившихся на территории страны до сегодняшнего дня. В «колыбели конструктивизма» — Екатеринбурге — проходят «Дни конструктивизма на Урале», которые уже стали ежегодными. Да и общественное мнение постепенно осознает, что конструктивизм — не «бедность», а наша история.


Справочно

Конструктивизм — авангардистское направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, зародившееся в 1920-е — первой половине 1930-х годов в СССР. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.