Слушали — постановили

Публичные слушания должны стать более эффективными

Проект закона об уходе общественных слушаний в онлайн содержит три новации. Он предполагает переименование публичных слушаний в общественные обсуждения, устанавливает единый жесткий порядок их проведения по всем градостроительным вопросам и исключает из процедуры общественные собрания. Ни о каком технологичном и прогрессивном онлайне речи не идет. Все, что написано в проекте закона, вы можете делать и сегодня.

Александр АНТОНОВ, эксперт Союза архитекторов России по градостроительству и территориальному планированию:

6491053001ILLUSTR 1.jpg

К сожалению, законодатель плохо представляет, что такое слушания и для чего они на самом деле. Он руководствуется сложившимся имиджем шумной тусовки. Между тем, у слушаний в формате собрания сегодня есть несколько функций, которые, возможно, не были предусмотрены.

Во-первых, это возможность для власти встретиться с активным населением и услышать много нового, не всегда относящегося к теме слушаний. Это побочный эффект, но он важен.

Во-вторых, слушания в сегодняшней очной форме полезны всем. И власти, которая не только может узнать, что у нее на территории происходит, но и — при должном умении — погасить конфликты только самим присутствием высокого должностного лица и открытостью к диалогу. И проектировщику, который может узнать что-то новое о территории, важное для проекта, что было упущено. И для девелопмента и стейкхолдеров, которые могут оценить степень влияния своего проекта на общественное мнение. Сильный девелопер в случае конфликта именно на слушаниях может сделать шаги к диалогу с населением.

И самое интересное — слушания очень полезны для населения; они выявляют актив, формируют столь необходимое сообщество — это своеобразный тимбилдинг. Сегодня сообщество все реже чисто протестное и все чаще — конструктивное. И это сообщество с каждым годом становится все умнее и начинает говорить с разработчиками и стейкхолдерами на равных.

Нас предлагают всего этого лишить, обещая, что все будет технологичнее. Теперь разработчик проекта никогда не встретится ни с гражданами, ни со стейкхолдерами (кроме тех, кто является непосредственным заказчиком проекта). А стейкхолдеры с девелоперами продолжат перестрелку с населением в социальных сетях и в прессе — они же лишены теперь независимой переговорной площадки. Самое интересное, что, обзывая процесс «обсуждением», авторы закона начисто это обсуждение исключили из процедуры. Вы можете написать свои предложения и имеете право получить ответ. В протоколе. По истечении срока слушаний.

Процедура устанавливается единой для всей страны. С одной стороны, это неплохо, с другой — невозможно везде в России все сделать одинаково. К тому же, в процедуре упущен важный момент: не акцентирована тема обсуждения и получения разных мнений как основной цели всего процесса.

Сегодня повсеместно распространено голосование за проекты, выбор «за» или «против». Именно ради голосования на собрание свозятся толпы непонятных личностей, которые нужны для получения нужного якобы результата. Результат — не в 125 проголосовавших «за», а в собранных устных и письменных замечаниях и предложениях. Голосование на публичных слушаниях необходимо запретить законодательно. И проблема со статистами отпадет. Но проблему пытаются решить введением жесткой процедуры регистрации «своих» по цензу оседлости.

И самое главное. Основная беда современных публичных слушаний в том, что они начинаются в тот момент, когда проект уже выполнен, и деньги потрачены. Никому не выгодно ничего менять. А привлечение населения, по уму, должно начинаться задолго до заключения контрактов на разработку проекта — где то на стадии подготовки задания на проектирование. Это избавит нас от многих конфликтов, повысит легитимность местной власти, сбережет деньги инвесторов и нервы жителей. Сегодня уже есть примеры подобного привлечения населения на начальных этапах планирования и проектирования, но авторы проекта закона их пока что не заметили и никак не отреагировали.