Открытие Московского центрального кольца (МЦК), призванного разгрузить столичное метро и улучшить транспортную ситуацию в городе, вряд ли стимулирует девелоперов к строительству офисной недвижимости на близлежащих к ее станциям территориях.
Собственник ГК «Экоофис» Андрей Ковалев:
Запуск МЦК, который состоялся в минувшие выходные, стал важным событием для рынка жилой и коммерческой недвижимости столицы. Новая железнодорожная линия, фактически стала второй кольцевой веткой Московского метро. Предполагается, что в ближайшей перспективе после ее открытия, транспортная доступность многих районов города, прежде всего тех, где ранее не было действующих станций «подземки», существенно вырастет, что в свою очередь повысит инвестиционную привлекательность близлежащих к станциям МЦК свободных для строительства земельных участков.
В большинстве случаев на них будут появляться новые торговые центры, жилье, многофункциональные и апарт-комплексы, а вот количество офисных объектов будет минимальным. Это связано с несколькими факторами.
Во-первых, потому что спрос на офисную недвижимость сегодня находится на невысоком уровне и кардинальных улучшений в ближайшее время ожидать не стоит. Да, конечно, сейчас наблюдаются определенные позитивные тренды, в частности плавное сокращение вакансии в среднем ценовом сегменте, это бизнес-парки классов В и С. Но в целом пока предложение существенно превышает спрос. И для того, чтобы рынок поглотил имеющиеся площади, потребуется еще не один год. К тому же учитывая текущее дорогое и труднодоступное банковское финансирование строить новые бизнес-центры девелоперам пока не выгодно. Ведь при таких условиях реальные сроки окупаемости сегодня могут доходить до 20 лет и более».
Во-вторых, если говорить об офисных центрах расположенных внутри МКАД, то непосредственная близость к метро, конечно, является важным, но не единственным фактором успешности объекта. Сегодня все большую роль в привлечении и удержании арендатора играет сервисная составляющая – то есть количество и качество услуг, которые оказывает управляющая компания, а также адекватные ставки и качество офисных площадей. А удаленность бизнес-центра от метро собственник может всегда компенсировать, запустив бесплатные автобусы для сотрудников. Поэтому появление станций МЦК даже в тех районах, где, сегодня нет метро, вряд ли станет существенным стимулом для строительства новых офисных центров.
В-третьих, потому, что значительная часть свободных для застройки участков около станций МЦК расположена фактически посередине между ТТК и МКАД. Данные территории, как правило, менее интересны для возведения офисной недвижимости, поскольку основные точки деловой активности, впрочем, как и большинство бизнес-центров в столице находятся именно в границах ТТК.
При этом для уже действующих офисных проектов новое «кольцо» может принести позитивные перемены. Значимое улучшение транспортной доступности повысит спрос на эти объекты и – как следствие – снизит уровень вакантных площадей и позволит собственникам подумать о повышении ставок. Однако рост ставок вряд ли будет существенным – не более 5-10%.
При попытке собственников более значительно увеличить арендную плату арендаторы просто-напросто уйдут в другие бизнес-центры: выбор сейчас большой. К тому же в рамках строящихся ТПУ на станциях кольцевой железной дороги, доля офисных помещений будет меньше, чем объемы жилья и торговых площадей. Всего, согласно данным из открытых источников, предполагается создание 178,5 тыс. кв. метров офисных площадей.
Таким образом, запуск значимого для жителей города МЦК, скорее всего, серьезно не повлияет на ситуацию в офисном сегменте столичного рынка недвижимости.