Разобраться в деталях

Разобраться в деталях

Граждан интересует порядок предоставления жилья жителям ЗАТО и районов Крайнего Севера

Уже почти полтора десятка лет в России действует федеральная целевая программа «Жилище». Недавно по инициативе Минстроя РФ она была продлена еще на пять лет — до 2020 года. В рамках ФПЦ реализуется несколько подпрограмм, каждая из которых направлена на повышение доступности жилья путем массового строительства домов эконом-класса. Недавно на страницах «СГ» руководитель ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Марат Чабдаров рассказал о том, как работает подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Однако в дирекцию продолжает поступать много вопросов, связанных с подпрограммой. На некоторые из них сегодня отвечает глава ФКУ.

410 img-9963_250x250_acd.jpg

«СГ»: Каковы особенности жилищного обеспечения граждан, проживающих на территории закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО)?

Марат Чабдаров: Граждане, утратившие связь с градообразующими объектами закрытого административно-территориального образования, имеют право на переселение из ЗАТО. Действовавшая ранее система отселения не позволяла в полной мере осуществлять реализацию предусмотренных законом мер государственной поддержки. Одна из проблем — при предоставлении компенсации за сдаваемое жилое помещение, находящееся на территории ЗАТО, не учитывался состав семьи переселяемых граждан. С декабря 2015 года в отношении граждан, переезжающих из ЗАТО, начал применяться механизм государственных жилищных сертификатов, который реализуется с 1998 года и стал одним из приоритетных способов решения жилищной проблемы граждан, перед которыми имеются федеральные жилищные обязательства.

«СГ»: Не будет ли сокращена сумма жилищной субсидии гражданину, выезжающему из районов Крайнего Севера или приравненных к ним местностей, если у членов его семьи в собственности находились жилые помещения, которые были в установленном законодательством порядке переведены в статус нежилых помещений и позже отчуждены по договорам купли-продажи?

М.Ч.: Перевод пригодного для проживания жилого помещения или его части в нежилое помещение можно отнести к действиям, направленным на ухудшение жилищных условий. При этом жилое помещение все равно продолжает числиться за гражданином как принадлежащее ему на праве собственности. В сложившейся ситуации вопрос о предоставлении гражданину жилищной субсидии можно рассматривать только при условии, что у него есть обязательства по передаче принадлежащего ему жилого помещения в государственную либо муниципальную собственность. В ином случае размер предоставляемой жилищной субсидии будет уменьшен. При определении величины, на которую будет уменьшаться размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из двух сумм: либо суммы, полученной по договору отчуждения, либо суммы, указанной в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию.

«СГ»: В соответствии с частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруг, а также дети и родители собственника. Могут ли считаться членами семьи собственника жилого помещения «другие родственники», если они добровольно вселены собственником жилого помещения «по месту жительства» как члены его семьи?

М.Ч.: Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с собственником жилого помещения, могут быть признаны членами семьи, но только в судебном порядке.

«СГ»: С какой даты определяется очередность гражданина, выезжающего (выехавшего) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в случае изменения им места жительства в пределах одного субъекта Российской Федерации?

М.Ч.: Сводный список граждан, претендующих на получение жилищной субсидии, который ведет субъект Российской Федерации, отражает единую региональную очередь в отношении указанной категории граждан. Таким образом, постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, при изменении ими места жительства в пределах одного субъекта Российской Федерации, должна осуществляться с учетом даты подачи первоначального заявления о постановке на соответствующий учет.