Идем на рекорд

БКЛ станет самой длинной кольцевой линией метро в мире

Сегодня невозможно представить жизнь столичного мегаполиса без ставшей привычной для горожан «подземки». В 2017 году столичное метро перевезло почти 2,5 млрд пассажиров. И неудивительно, что строительство метрополитена остается одним из главных направлений развития транспортной системы Москвы. В последние годы сооружение новых линий и станций идет в нарастающем темпе, но даже на этом фоне сооружение Большой кольцевой линии (БКЛ), или Третьего пересадочного контура, стоит особняком. БКЛ — это, пожалуй, самый амбициозный проект в области метростроения в России. После завершения строительства общая длина нового кольца составит 70 км, и это будет самая протяженная кольцевая линия метро в мире (сегодня пальму первенства удерживает Вторая кольцевая линия Пекинского метро, длина которой составляет 57 км). На Большом кольце будет 31 станция, на девятнадцати из них организуют пересадки на другие линии метро, на четырех — пересадки на МЦК.

Роль Большого кольца в создании комфортной транспортной системы трудно переоценить. Оно соединит существующие и перспективные радиальные ветки на расстоянии примерно 10 км от действующей Кольцевой линии, что позволит разгрузить станции в центре города и первую Кольцевую линию. Благодаря БКЛ москвичи смогут быстро добираться из одного района города в другой, минуя центр.

Первый участок Большой кольцевой линии метро был запущен в эксплуатацию в феврале 2018 года. Тогда для пассажиров открылись пять станций — «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», «ЦСКА» и «Петровский парк». По словам генерального директора АО «Мосинжпроект» (управляющая компании по реализации проекта БКЛ — «СГ») Марса Газизуллина, на сегодняшний день спроектировано 53 км и 24 станции новой кольцевой. Ведется проектирование реконструкции действующего участка метро «Каховская» — «Каширская», который войдет в состав БКЛ. На остальных участках второго кольца начались строительные работы.

До конца этого года планируется завершить строительство станции глубокого заложения (65 метров) «Савеловская» (ранее — «Нижняя Масловка»). Кроме нее, на БКЛ строятся еще две станции глубокого заложения — «Шереметьевская» и «Ржевская». Эти станции расположены на северо-восточном участке, который, по словам Марса Газизуллина, является одним из самых сложных ввиду непростых гидрогеологических условий. На этом участке ведется также строительство станций мелкого заложения — «Стромынка», «Рубцовская», «Лефортово» и «Авиамоторная». Проходческие работы от станции «Авиамоторная» до станции «Рубцовская» завершены в полном объеме, сейчас продолжается строительство тоннелей от «Рубцовской» до «Стромынки». Завершилось строительство левого и правого тоннелей длиной порядка 1,2 км каждый от камеры съездов, расположенной между станциями «Авиамоторная» и «Нижегородская» в сторону станции «Нижегородская». Общая длина перегона между «Авиамоторной» и «Нижегородской» составляет около 2,5 км. К строительству оставшегося участка от камеры съездов до «Авиамоторной» планируется приступить до конца осени.

Из 70 км Большой кольцевой линии два участка тоннелей общей протяженностью 14,7 км будут двухпутными. Первый участок — западный, со станциями «Давыдково», «Можайская» и «Терехово». Второй — восточный, там построят станции «Кленовый бульвар», «Нагатинский затон», «Печатники» и «Текстильщики».

Другие тоннели на восточном участке БКЛ возводятся традиционными тоннелепроходческими щитами 6-метрового диаметра. В прошлом месяце ТПМК «Марина» начал строительство правого перегонного тоннеля от станции «Текстильщики» в сторону станции «Нижегородская», а недавно при помощи ТПМК «Наталия» приступили к проходке соседнего, левого перегонного тоннеля.

На юго-западном участке БКЛ в настоящее время ведется проходка перегонных тоннелей от станций «Аминьевское шоссе» и «Проспект Вернадского» в сторону «Мичуринского проспекта». На самой станции «Мичуринский проспект» начался основной этап работ — строители приступили к устройству котлована.

На южном участке БКЛ, где расположены станции «Калужская» («Воронцовская»), «Улица Новаторов» и «Севастопольский проспект» («Зюзино») завершается вынос коммуникаций на площадках станционных комплексов. В ближайшее время планируется приступить к строительству тоннелей от «Каховской» до «Севастопольского проспекта». Как сообщил заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, строительство станций «Улица Новаторов» и «Севастопольский проспект» («Зюзино») начнется в 2019 году. До конца текущего года на этом участке запланирован старт двух тоннелепроходческих щитов. «Уже этой осенью один щит начнет проходку от «Каховской» до «Севастопольского проспекта», а второй — от «Калужской» до «Улицы Новаторов», — заявил заместитель мэра.


Кроме того

По традиции при строительстве столичного метро особое внимание уделяется внешнему виду новых станций. Чтобы выбрать наилучшее архитектурное решение, проводятся конкурсы, в которых принимают участие международные консорциумы. «Каждая станция московского метро должна быть уникальной — это наша принципиальная позиция, — отметил Марат Хуснуллин. — Архитектурные конкурсы помогают найти лучшие дизайн-решения».


Справочно

По планам столичных властей метрополитен в ближайшие годы образует единую систему с железнодорожным транспортом. Ожидается, что к 2023 году общая длина «рельсового транспорта» составит около 1 тыс. км.