Давайте без эмоций!

Фото: Агентство "Москва"

О необходимости диалога между горожанами и архитекторами

Одним из стереотипов в обществе является то, что мнение жильцов при освоении территории застройщиками совершенно не учитывается. Это не совсем так. Грамотный девелопер или застройщик понимает, что город должен развиваться не только с учетом их интересов, но и жителей. Сейчас в городах проводят публичные слушания и менее формализованные общественные обсуждения, в рамках которых можно оставить свои замечания по проекту. Но есть люди активные, адекватно и взвешенно отстаивающие свою позицию, а есть «авктивисты», способные сокрушаться за чашкой чая на кухне или проявлять излишние эмоции на встречах, не предлагая конструктивных идей взамен того, что не устраивает. А ведь повлиять на будущее района реально.

Основатель компании Master's Plan Юлия Зубарик:

410 KVP-4347_small.jpg

Приведу пример из нашей практики. Когда мы занимались проектом планировки в Марьине, на публичные слушания пришло очень много людей из православной общины. Оказалось, что в районе нет храма, мы учли эти пожелания и включили строительство храма в проект. А итогом обсуждений проекта на Рязанском проспекте Нижегородского района стало решение построить поликлинику – по настояниям жителей.

Кстати, отзывы по проекту жители могут оставлять не только во время слушаний и обсуждений, но и на этапе проведения экспозиции по проекту, а также в течение неделю после того, как слушания или обсуждения состоялись. Окружная комиссия всегда дает рекомендации проектировщику или застройщику в заключении к протоколу по пунктам, набравшим наибольшее количество замечаний или пожеланий.

Наше бюро сейчас участвует в конкурсе на лучший проект реновации по району Проспект Вернадского. Первое, с чего мы начали, работая над концепцией реновации, – анализ сильных и слабых сторон проекта и опрос жителей. Показательно, что реакция людей на инициированный нами опрос была очень разной. Некоторые отвечали крайне эмоционально и агрессивно. Как в таком случае можно решить что-то или узнать о преимуществах проекта, например, что в районе будет создан мультимодальный транспортный узел, а площадь жилья однокомнатной квартиры, предоставляемая участнику реновации при коэффициенте 1.4,  увеличится с 30 кв. м до 42 кв. м.

Были, конечно, и те, кто шли на контакт, задавали внятные вопросы и высказывали конкретные пожелания. Например, многие были обеспокоены сроками реализации проекта - никому не хочется, чтобы стройка затянулась. Мы проконсультировались с городскими структурами, которые будут осуществлять программу реновации, подобрали дополнительные участки под стартовые площадки, проработали волны реновации и добились предварительного согласования кратчайших сроков переселения - в 4 этапа в течение 10 лет. Много пожеланий было озвучено на тему высотности зданий в районе. В итоге мы предусмотрели высотность в 8-10 этажей, за исключением небольших градостроительных акцентов в 14 этажей.

Мнение жителей важно для развития города. Но диалог не может состояться без включенности в него обеих сторон. Поэтому хочется призвать горожан не оставаться в стороне от собственного будущего, интересоваться тем, что происходит, высказывать свои замечания и быть готовыми услышать другую сторону. Суетиться или возмущаться вхолостую бессмысленно. Только предпринимая конкретные адекватные действия можно добиться желаемых результатов или срединного решения, которое устроило бы все стороны.

Теги: