Выход иностранных игроков с российского рынка станет одним из факторов роста вакантности площадей складской недвижимости. Об этом «Стройгазете»заявил исполнительный директор Radius Group Захар Вальков.
«По самым негативным прогнозам, уход зарубежных брендов из России, если он случится, может привести к высвобождению около 30% складов, по оптимальным прогнозам – к высвобождению 10%, это порядка 1,5-2 млн кв. метров качественной складской недвижимости», - сказал он.
Эксперт отметил, что впервые за многие годы мы увидим рост доли вакантных площадей на рынке складской недвижимости. В то же время он добавил, что в этом нет ничего критичного.
«Текущая вакансия настолько мала, что даже ее кратный рост не приведет к серьезным изменениям», - пояснил Захар Вальков. - Эти площади рынок поглотит довольно быстро в связи с полным отсутствием спекулятивного строительства, которое невозможно с учетом стоимости банковского финансирования под 20%».
Еще одним фактором, который оказывает серьезное влияние на рынок складской недвижимости является субаренда. «Отечественным компаниям и тем игрокам, кто остался работать в России, сейчас мешает активно развиваться экономический кризис, следствием которого являются инфляция и стоимость фондирования. Мы видим, что бизнес «оптимизируется», складские и логистические мощности, приобретенные впрок под будущий рост, в ряде случаев простаивают без дела. В скором времени они будут предложены потенциальным покупателям и арендаторам на открытом рынке», - отметил эксперт.
По мнению директора Radius Group, освобождающиеся площади могут вымываться за счет выхода на российский рынок азиатских компаний, которые ранее не имели собственных складов в России, а также за счет российских производителей, ритейлеров и дистрибуторов, увеличивающих запасы товаров.
«В целом склады останутся востребованной недвижимостью как для клиентов, так и для инвесторов. Такие объекты хороши не сверхприбылью а стабильностью, которая большинству сегментов недоступна. Обратная сторона низких рисков – малый рост добавочной стоимости. Инвесторы долгое время не замечали складской сектор как раз поэтому, но с пандемией пришел тренд на стабильность, поэтому склады наверстали упущенное. Можно сказать, что склады и земля – антикризисные активы, которые позволяют сохранить на плаву компанию с активами в более подверженных турбулентности секторах. Так что самым интересным форматом для инвесторов склады никогда не были и вряд ли будут, но диверсификацию никто не отменял, поэтому место в первой тройке закономерно и логично», - заключил Захар Вальков.
«По самым негативным прогнозам, уход зарубежных брендов из России, если он случится, может привести к высвобождению около 30% складов, по оптимальным прогнозам – к высвобождению 10%, это порядка 1,5-2 млн кв. метров качественной складской недвижимости», - сказал он.
Эксперт отметил, что впервые за многие годы мы увидим рост доли вакантных площадей на рынке складской недвижимости. В то же время он добавил, что в этом нет ничего критичного.
«Текущая вакансия настолько мала, что даже ее кратный рост не приведет к серьезным изменениям», - пояснил Захар Вальков. - Эти площади рынок поглотит довольно быстро в связи с полным отсутствием спекулятивного строительства, которое невозможно с учетом стоимости банковского финансирования под 20%».
Еще одним фактором, который оказывает серьезное влияние на рынок складской недвижимости является субаренда. «Отечественным компаниям и тем игрокам, кто остался работать в России, сейчас мешает активно развиваться экономический кризис, следствием которого являются инфляция и стоимость фондирования. Мы видим, что бизнес «оптимизируется», складские и логистические мощности, приобретенные впрок под будущий рост, в ряде случаев простаивают без дела. В скором времени они будут предложены потенциальным покупателям и арендаторам на открытом рынке», - отметил эксперт.
По мнению директора Radius Group, освобождающиеся площади могут вымываться за счет выхода на российский рынок азиатских компаний, которые ранее не имели собственных складов в России, а также за счет российских производителей, ритейлеров и дистрибуторов, увеличивающих запасы товаров.
«В целом склады останутся востребованной недвижимостью как для клиентов, так и для инвесторов. Такие объекты хороши не сверхприбылью а стабильностью, которая большинству сегментов недоступна. Обратная сторона низких рисков – малый рост добавочной стоимости. Инвесторы долгое время не замечали складской сектор как раз поэтому, но с пандемией пришел тренд на стабильность, поэтому склады наверстали упущенное. Можно сказать, что склады и земля – антикризисные активы, которые позволяют сохранить на плаву компанию с активами в более подверженных турбулентности секторах. Так что самым интересным форматом для инвесторов склады никогда не были и вряд ли будут, но диверсификацию никто не отменял, поэтому место в первой тройке закономерно и логично», - заключил Захар Вальков.
Авторы: СГ-Онлайн
Теги: