Не первый раз собираются сенаторы, чтобы обсудить развитие мостостроения в России. Вот и на днях председатель комитета Совета Федерации РФ по экономической политике Андрей Кутепов и член этого комитета Ирек Ялалов провели в онлайн-режиме круглый стол, на котором рассматривались вопросы повышения качества проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта мостов и путепроводов. В частности, Андрей Кутепов напомнил собравшимся, что по результатам предыдущего такого мероприятия, состоявшегося в октябре 2020 года, были подготовлены предложения по включению программы «Мосты и путепроводы» в национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). «Мы получили поддержку Министерства транспорта и всех субъектов РФ. В нацпроект вошли мероприятия по приведению в нормативное состояние искусственных сооружений на региональных дорогах. На 2022-2024 годы выделено финансирование, в течение следующих трех лет предполагается направить на эти цели 205 млрд рублей», — сообщил сенатор.
В ходе заседания представители профильных министерств и ведомств ряда регионов, экспертного сообщества неоднократно критиковали сложившуюся практику проведения конкурсов, победителями которых нередко становятся подрядчики, предложившие самую низкую цену, но не имеющие необходимых ресурсов. Разговор об этом идет давно, а воз, как говорится, и ныне там. В результате такой порочной практики стало не хватать действительно мощных компаний-мостовиков, способных реализовать крупные проекты, тогда как Росавтодор хотел бы, чтобы такие базовые строительные организации были в каждом регионе, и с их участием реализовывались долгосрочные программы.
Оставив открытым вопрос о том, кому строить мосты и путепроводы, участники круглого стола сосредоточились на другой, не менее животрепещущей теме — за счет чего их строить. Федеральных средств явно недостаточно, большинству регионов такие крупные проекты тоже не по карману, поэтому остается надеяться на бизнес. Отмечалось, что нужно привлекать частные инвестиции, в том числе в рамках государственно-частного партнерства. Но если о путепроводе к торговому центру местным властям с бизнесменами еще удается договориться, то вкладываться в строительство больших мостовых переходов охотников мало. Главная причина тому — проблемы с окупаемостью таких проектов. Чтобы вложенные в переход средства принесли прибыль, проезд через него должен быть платным. В то же время в общественном сознании прочно засела идея о том, что расплачиваться за такие сооружения должно государство. И пока не будут устранены препоны на пути бизнеса, желающего «отбить» вложенные им в строительство искусственных сооружений деньги, «мостопад» будет продолжаться.
Единого мнения о соотношении государственного и частного финансирования в строительстве мостов и путепроводов у сенаторов пока нет. Ирек Ялалов, например, озабочен тем, что мостов по концессиям строится мало. Но чаще звучали призывы к увеличению бюджетного финансирования, перераспределению средств между федеральным и региональными бюджетами, а то и вовсе критика Министерства финансов РФ с его стремлением сохранить «подушку безопасности», а не увеличить вложения в инфраструктурные объекты. При этом с удовлетворением отмечалось, что Минфином совместно с Минтрансом подготовлен законопроект по внесению изменений в бюджетное законодательство, предусматривающих увеличение ассигнований Федерального дорожного фонда, и эти средства планируется направить в субъекты, в том числе на аварийные и предаварийные мосты и путепроводы.
В то же время роль компаний, регулярно пользующихся искусственными сооружениями для перевозки своих грузов, осталась в тени. Хотя почему бы им не вложиться в строительство переходов, по которым ездят их поезда и автомобили? Об организации такого финансирования остается пока только мечтать, потому что регионам гораздо проще «выбивать» на эти цели средства из федерального бюджета, который, к сожалению, не резиновый.
Не имеет пока решения и вопрос о том, из чего строить мосты. Отмечалось, что лучше всего из металла, но безудержный рост цен на него отодвигает перспективу замены множества деревянных и железобетонных мостов металлическими. Откладывать решение этого вопроса больше нельзя, потому что многие из построенных в прошлом веке мостов не отвечают современным нагрузкам и находятся в предаварийном состоянии.
Вообще проблема ценообразования в мостостроении, наряду с несовершенным техническим регулированием, стала общим местом выступления спикеров. Отмечалось, что Минстроем России проводится определенная работа в этом направлении, но сделать предстоит еще немало. Выступающие, что называется, в один голос говорили о необходимости закрепления в законодательстве двух стадий проектирования с четким выделением функционала проектной и рабочей документации. Так же единодушно они призывали развивать типовое проектирование. Решение этих и многих других вопросов зависит от состояния прикладной науки, которой, как утверждают эксперты, уделяется пока недостаточное внимание. В частности, государство недофинансирует институты, входящие в систему Минтранса. Между тем именно ученые должны разработать отсутствующий пока план научно-исследовательских работ в области мостостроения, для чего как раз и потребуется государственное финансирование.
Андрей Кутепов, председатель комитета Совета Федерации РФ по экономической политике:
«Мосты и путепроводы — болевые точки региональной дорожной сети. На сегодняшний день без поддержки федерального бюджета субъекты РФ не имеют возможности решить эту задачу в полном объеме»
Номер публикации: №20 28.05.2021