Ставка на сотрудничество

Ставка на сотрудничество

Процесс модернизации объектов ЖКХ идет благодаря сочетанию частных инвестиций и государственной поддержки

Для многих российских городов обеспечение надежной, эффективной и экологически безопасной работы основных коммунальных систем остается проблемой № 1. В качестве примера можно привести ситуацию, которая сложилась в водоснабжении. По словам заместителя гендиректора АО «Институт МосводоканалНИИпроект», доктора технических наук Олега Примина, в настоящее время в Российской Федерации ежегодно подается в сеть более 18 млрд куб. м воды в год, но при этом 30,5 млн. человек, или 22% населения страны, не обеспечены услугами централизованного водоснабжения, а централизованный водопровод отсутствует в 12% городов и 68% сельских населенных пунктов. Там же, где население обеспечено централизованной подачей воды, ее потери существенно превышают 15% — уровень, считающийся приемлемым для развитых стран. Все более очевидным становится тот факт, что исключительно методами госуправления, за счет бюджетного финансирования остановить процесс износа коммунальной инфраструктуры невозможно. Поэтому приоритетной задачей становится привлечение в сектор ЖКХ частных инвестиций.

База для сотрудничества государства и бизнеса уже заложена. С 2016 года заработал новый механизм господдержки модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, введенный постановлением Правительства Российской Федерации № 1451 «О предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры».

В рамках этого механизма Фонд ЖКХ предоставляет субъектам Российской Федерации финансовую помощь на подготовку и реализацию проектов модернизации коммунальной инфраструктуры, расположенной на территории малых городов (города и поселения с численностью населения не более 250 тыс. человек), и на субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам и облигационным займам без ограничения по численности населения.

Новая программа поддержки позволяет решить ряд важнейших задач ЖКХ. Во-первых, сделать реальными привлечение частных инвестиций в ЖКХ малых городов, монопрофильных муниципальных образований за счет снижения сроков окупаемости. Во-вторых, произвести техническое перевооружение отрасли с применением энергоэффективных технологий и энергосберегающего оборудования без резкого роста тарифов. В-третьих, сократить бюджетные затраты муниципальных образований. И в итоге улучшить качество оказываемых населению услуг, повысить надежность работы коммунальных систем, увеличить количество качественных концессионных соглашений в коммунальной сфере малых городов, где без господдержки это было бы невозможно.

Также необходимо отметить, что мероприятия, включаемые в проекты по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, отвечают требованиям энергоэффективности и ресурсосбережения, и реализация таких проектов приводит к снижению потерь при производстве и передаче коммунальных ресурсов, к экономии топливно-энергетических ресурсов, увеличению КПД оборудования.

410 IMG_0212.jpg

Описанный механизм уже реально работает. К настоящему времени в Фонд ЖКХ из 34 субъектов Российской Федерации поступило более 100 заявок на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры. Одобрена 51 заявка из 23 регионов, в том числе 12 заявок из 10 регионов на финансирование подготовки и реализации проектов на территории 11 монопрофильных муниципальных образований (моногородов).

Инвестиции предполагаются внушительные. Так, общая стоимость проектов по одобренным заявкам составила 11395,6 млн рублей, из которых средства Фонда — 5656,5 млн рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований — 1095,9 млн рублей, а средства участников проектов модернизации — 4643,2 млн рублей.

И радует то, что уже получены первые реальные результаты. Так, завершена реализация двух проектов модернизации — в Чувашской Республике и во Владимирской области. В Чебоксарском районе Чувашии введен в строй мусоросортировочный комплекс мощностью 150 тыс. тонн в год, в Чебоксарах реконструирована мусороперегрузочная станция с элементами сортировки мощностью 150 тыс. тонн в год. А в городе Киржач Владимирской области построена и введена в эксплуатацию в отопительный период 2016-2017 годов блочно-модульная котельная мощностью 7,5 МВт. В Калининградской области в августе планируется ввод в эксплуатацию газовой котельной мощностью 80 МВт в городе Советске. Активно продвигается работа и по другим проектам.

111.jpg

Завершена подготовка проектов модернизации:

— в Приморском крае, в Арсеньевском районе, выполнены работы по инженерным изысканиям в целях подготовки проекта на реконструкцию водопроводных очистных сооружений на водохранилище реки Дачная, подготовлена проектная документация и проведена ее экспертиза;

— в Ярославской области, в Ростовском муниципальном районе, подготовлена конкурсная документации для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения на строительство водопроводного коллектора протяженностью 6,3 км, разработана программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Ростовского муниципального района.

Реализация проектов модернизации в сфере водоснабжения в этих субъектах начнется уже в конце 2017 года.

При этом Фонд ЖКХ не просто выделяет деньги, но и контролирует их расходование. Фондом организована многоуровневая система мониторинга, контроля и анализа проектов на всех их стадиях, в том числе путем выездных проверок.

Реализация проектов модернизации в различных сферах ЖКХ даст целый ряд важных социально-экономических и технических эффектов. Ускорится развитие новых территорий, заселение которых предполагается в рамках утвержденных генпланов поселений, будут созданы рабочие места и снизится уровень «депрессивности» в малых городах. Замедлятся темпы роста тарифов по сравнению с темпами при реализации проекта только за счет средств инвесторов или при отсутствии модернизационных мероприятий. Кроме того, в результате модернизации коммунальных систем значительно сократятся расходы предприятий на ресурсы и улучшится экологическая ситуация (особенно в теплоснабжении, благодаря замене устаревшего оборудования котельных, использованию альтернативного вида топлива и т. п.). Наконец, анализ одобренных заявок субъектов РФ показывает, что для реализации мероприятий по модернизации будут использоваться преимущественно отечественное оборудование и современные энергоэффективные технологии.


Цитата в тему

410 wx1080.jpg

Заместитель генерального директора ГК — Фонда содействия реформированию ЖКХ Ольга СЕРДЮК: «На сегодняшний день отрасль ЖКХ нуждается в техническом перевооружении и энергоэффективных технологиях. А такая масштабная модернизация требует значительных финансовых затрат. Механизм государственной поддержки, реализуемый Фондом в рамках Постановления № 1451, позволил создать благоприятные условия для привлечения в отрасль инвестиций. Фонд активно работает с регионами, и мы видим востребованность государственной поддержки и готовность к решению поставленных государством в отрасли задач.


Цитата в тему

410 MAX_8668-1.jpg

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Игорь Шпектор : «Для привлечения денег и дальнейшего развития концессий нашим муниципалитетам необходима государственная поддержка. Без качественной модернизации коммунальной инфраструктуры ситуацию в отрасли не изменить. В то же время главам администраций муниципальных образований необходимо очень внимательно подходить к предложениям по концессиям. Помощь должна быть адресной, а решения местных властей — взвешенными»


Справочно

Реализация одобренных проектов модернизации позволит улучшить качество и надежность предоставления коммунальных услуг в 3 345 населенных пунктах, в которых проживают 4 400 098 человек. В результате реализации проектов будут достигнуты следующие показатели:

  • в сфере теплоснабжения — строительство и реконструкция 55 объектов (котельные, центральные тепловые пункты, когенерационные установки) и 51,1 км сетей;
  • в сфере водоснабжения — строительство и реконструкция 15 объектов (станции очистки воды, насосно-фильтровальные станции, водозаборы, артезианские скважины, водонапорные башни) и 35,5 км сетей;
  • в сфере водоотведения — строительство и реконструкция (канализационные очистные сооружения, канализационные насосные станции) 8 объектов и 10,6 км сетей;
  • в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами — строительство и реконструкция 8 объектов (мусоросортировочный комплекс, мусоросортировочный завод, мусороперегрузочные станции с элементами сортировки, мусороперерабатывающие комплексы, полигоны ТКО).


Справочно

По состоянию на 24 июля 2017 года по 43 проектам модернизации (из 51) правлением Фонда приняты решения о предоставлении финансовой поддержки. Из них по 11 проектам средства Фонда направлены на подготовку проектов, по 31 проекту — на реализацию проектов (заключено 30 концессионных соглашений), по 1 проекту — на субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам, облигационным займам. Из 43 проектов 18 проектов модернизации планируется реализовать в сфере теплоснабжения, 22 проекта — в сфере водоснабжения (водоотведения), 3 проекта — в сфере обращения с ТКО. Общая стоимость 43 проектов составляет 9 119,6 млн рублей, из которых средства Фонда — 4 515,7 млн рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований — 1 031,8 млн рублей, средства участников проектов модернизации — 3 572,1 млн рублей.