В 2021 году не состоялось больше половины конкурсов по отбору подрядных организаций для проведения капремонта в многоквартирных домах (МКД). Эксперты называют несколько основных факторов, приведших к этому. Как констатирует руководитель комиссии по вопросам ценообразования в строительстве Общественного совета при Минстрое, президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков, ситуация в сфере капремонта МКД остается сложной.
Одной из ключевых проблем на сегодня является то, что многие подрядные организации не спешат заявляться на такие тендеры и конкурсы. «По 60% тендеров в этом году не удалось отобрать подрядчиков. На многие тендеры никто не подавал заявки», — сказал Антон Глушков. По его мнению, основной причиной такого нежелания является то, что регоператоры используют неудачную методику при расчете цены тендера. Прежде всего, они не учитывают резкого подорожания стройматериалов в этом году, а делают расчеты на основании цен прошлых периодов, в то время как цены на стройматериалы начали расти еще в прошлом году, а за 8 месяцев этого года выросли в среднем на 26%. Особенно взлетели цены на металлоконструкции. Как результат — расходы подрядчиков в среднем увеличились на 20-25%, при том, что стоимость договоров осталась прежней. Поэтому неудивительно, что многие строительные фирмы не подают заявки на участие в тендерах на капремонт: им невыгодно работать себе в убыток.
В целом, многие эксперты отмечают, что заказчикам (регоператорам капитального ремонта) при составлении технических заданий необходимо анализировать цены и делать прогнозы по рынку. Игнорирование торгов, по мнению экспертов, в сложившейся ситуации — наименее рискованный со стороны подрядчиков способ заставить госзаказчика пересмотреть смету и цену конкурса. В принципе, правительство уже сделало шаг к решению проблемы и выпустило постановление от 30 сентября 2021 года № 1667, которым разрешило регоператорам увеличивать стоимость договора до 25% от изначально заданной. Пока прошло слишком мало времени, чтобы оценить, как заложенные в этом документе меры смогли простимулировать активность подрядчиков.
Вместе с тем, профильные эксперты Общероссийского народного фронта напоминают, что, во-первых, существенным ограничением для развития рынка подрядных организаций в сфере капремонта являются недостаточные размеры взносов, устанавливаемые в регионах. А во-вторых, на ситуацию вокруг тендеров оказывает влияние в целом степень развития рынка подрядных строительных организаций в том или ином регионе. А его зрелость, в свою очередь, является производной от уровня развития строительного комплекса в конкретном субъекте или городе.
Поэтому вопрос о том, что и как сделать, чтобы рынок капремонта стал более привлекательным для подрядчиков, является непростым и требует системного ответа.
«Мы фиксируем, что количество подрядных организаций во многих регионах недостаточно. Имеет место и кадровый голод. То есть компетенции и квалификация работающих в них сотрудников не всегда на высоте, — отмечают в ОНФ. — И тут мы возвращаемся к вопросу о том, что признано целесообразным последовательно заниматься замещением мигрантов, которые работают в таких строительных подрядных организациях, на более профессиональных российских граждан, прошедших обучение в средних специальных организациях. Это должно стать целенаправленной государственной политикой в сфере подготовки кадров для российской строительной отрасли».
Что касается непосредственно тендеров и участившихся случав их срывов, то можно сказать, что это одно из следствий пандемии и подорожания стройматериалов. Вместе с тем, стоит помнить, что регоператоры, прежде всего, выполняют функции технического заказчика капремонта и вопреки частой путанице далеко не в первую очередь отвечают за составление программ капремонта и качество работ. Программы же составляются региональными властями, это их прерогатива, а главная задача регоператоров в этом процессе — составить техническую документацию и вовремя выставить на торги проект проведения работ по конкретному адресу, соответствующие лоты.
И, конечно, чтобы разобраться в причинах срывов при проведении торгов, надо посмотреть размеры лотов. Дело в том, что на практике приходится наблюдать тенденцию, что выставляются сразу большие лоты на ремонт МКД. Речь может идти о нескольких десятках домов и даже о целых микрорайонах. Конечно, когда на региональном рынке работают лишь небольшие фирмы, такие значительные объемы им не по силам. Поэтому необходимо, чтобы рынок капремонта был сбалансирован, и на нем наряду с небольшими подрядчиками присутствовали крупные и устойчивые строительные компании.
Павел Склянчук, эксперт тематической площадки «Жилье и городская среда» ОНФ:
«Надо правильно соблюдать баланс, чтобы организации, занимающиеся капремонтом в МКД, были разными. И в идеале на рынке должны быть представлены крупные подрядные организации, которые профессионально занимаются капремонтом из года в год, а не сводить все к ситуации, когда любая никому не известная «ооошка» может взяться за такие работы»
Номер публикации: №47 03.12.2021