Правовые рамки эксперимента установлены отдельным законом, в соответствие с положениями которого областное Минэкологии и Минэкономразвития РФ совместно разработали нормативную базу и проект комплексной климатической программы. Она подразделена на несколько направлений (газификация, энергосбережение и повышение энергоэффективности, переход на возобновляемые источники энергии, перевод транспорта на экологически чистые виды топлива, развитие системы обращения с отходами, рекультивация земель, реализация природных климатических проектов), и по каждому из них необходимо достичь углеродной нейтральности к 31 декабря 2028 года. К этому сроку будет осуществлен перевод угольных котельных на газ, газифицировано 157 предприятий и более 37 тыс. домовладений, введена в строй инфраструктура по вторичной переработке отходов. Запланированы строительство Экополиса и запуск железнодорожного пассажирского сообщения с использованием поездов на водородных топливных элементах, для чего потребуется с 2024 года организовать производство водорода в объеме не менее 30 тыс. тонн.
Уже до конца 2025-го уровень газификации острова за счет использования трубопроводного и сжиженного газа будет доведен до 100%. Инфраструктура по использованию сжиженного газа сейчас строится и на Курильских островах. Плюс к этому до 2025 года более 145 угольных котельных будет переведено на газ, а еще порядка 20 старых угольных заменено на новые энергоэффективные. Таким образом, на чистом топливе будет работать свыше 100 современных котельных. Эти проекты уже реализуются инвесторами, в том числе с применением механизмов концессии и лизинга.
Создается и инфраструктура для электротранспорта. На сегодня установлено более 100 электрозарядных станций, в том числе десяток «быстрых» мощностью 50 кВт, в ближайшие полгода их общее количество будет доведено до 500, мощность 35 станций из этого числа составит 150 кВт. Прорабатываются вопросы организации в Южно-Сахалинске службы электротакси и запуска электрокаршеринга. Наконец, принято решение о приобретении более 100 автобусов среднего класса и выше, работающих на газомоторном топливе; первые из них вскоре выйдут на маршруты в Южно-Сахалинске.
Некоторые из задач реализовать относительно просто: под это заложено соответствующее финансирование. И, например, за счет перевода транспорта на экологически чистые виды топлива удастся сократить количество не только парниковых выбросов, но и загрязняющих веществ в рамках нацпроекта «Чистый воздух».
Другие же задачи существенно сложнее. Ведь для того, чтобы достичь заявленной цели, региональным властям будет необходимо усовершенствовать подходы к управлению углеродным балансом на региональном и корпоративном уровнях, предложить стимулы для бизнеса по внедрению технологий, направленных на сокращение выбросов парниковых газов и увеличение их поглощения, сформировать систему независимой верификации проектов, протестировать механизм квотирования, а также создать систему обращения углеродных единиц и единиц выполнения квоты.
Тем не менее, большинство экспертов сходится во мнении, что сахалинский эксперимент увенчается успехом. «Декарбонизация Сахалина реальна в сжатые сроки, выбранные меры носят вполне конкретный характер. Перевод котельных с угля на газ вообще не зависит от внешних факторов, и государство может это делать в плановом порядке», — уверен директор климатической программы Всемирного фонда дикой природы (WWF) Алексей Кокорин.
«Регион был выбран специально. Сахалин — это большой малонаселенный остров с огромными лесными массивами. Там достичь углеродной нейтральности гораздо проще, чем на других территориях страны», — уверен заведующий лабораторией глобальных проблем энергетики МЭИ Владимир Клименко.
Михаил МИШУСТИН, премьер-министр России:
«В дальнейшем к эксперименту на Сахалине могут быть подключены еще несколько субъектов РФ. От его результатов будет зависеть, как мы сможем справиться с выходом на углеродную нейтральность в масштабах всей страны»
Номер публикации: №35 16.09.2022