
По словам директора Департамента стратегических проектов Минстроя России Ольги Шаровой, за последние шесть лет около 600 млрд рублей из федеральных средств было направлено на модернизацию коммунальной инфраструктуры. «Сегодня по линии Минстроя реализуется 13 механизмов финансирования этой программы. Отрасли ЖКХ предстоит решить проблемы невыполнения инвестиционных программ, большой дебиторской задолженности», — отметила она.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева напомнила, что среди уже реализованных задач нацпроекта «Инфраструктура для жизни» — внесение изменений в закон «О теплоснабжении», включение мероприятий по созданию коммунальной, социальной и дорожной инфраструктур в обязательную часть проектов комплексного развития территорий. «Благодаря этому удалось синхронизировать градостроительную политику и планы развития городской и коммунальной инфраструктур», — подчеркнула Светлана Разворотнева.
По ее словам, федеральным центром поставлена задача вложить в ЖКХ к 2030 году 4,5 трлн рублей, из которых не менее трети поступит из бюджетных источников. Регионам предстоит привлекать средства в ЖКХ в том числе и с помощью концессионных соглашений, но пока их число оставляет желать лучшего. Так, проведенная Счетной палатой проверка показала: в четверти соглашений нет инвестиционных обязательств. Эксперты прогнозируют улучшение ситуации, так как в ближайшее время в третьем чтении будет принят закон, по которому в концессионных соглашениях появится инвестиционная часть, а невыполнение этих программ будет рассматриваться как существенное нарушение. В планах законодателей создание реестра добросовестных концессионеров и реестра заключенных концессий.
Не только с помощью тарифов
О решении проблемы недофинансирования ЖКХ за счет изменения тарифного регулирования рассказал профессор НИУ «Высшая школа экономики» Сергей Сиваев. По его мнению, система субсидий семьям с низкими доходами работает неэффективно, поэтому число семей, получающих субсидии на оплату ЖКУ, сокращается. «Базовые тарифы должны быть такими, чтобы население могло их оплачивать. Метод регулирования, когда мы их подгоняем под верхнюю планку предельного ограничения по стоимости, привел к тому, что за 10 лет они отстали от официальной инфляции на 21,5 пункта, и организации коммунального комплекса теряли по 800 млрд рублей в год», — отметил Сергей Сиваев. Он предложил установить критерий финансовой доступности коммунальных услуг, исходя из доли домохозяйств, получающих финансовую поддержку в рамках федеральной программы адресной помощи низкодоходным семьям. «Существующие тарифы, когда за субсидиями приходят семьи, чьи платежи составляют 18% от дохода, а жилая площадь не превышает 23 кв. м, являются максимально возможным вариантом для 27 субъектов РФ, а для 29 субъектов тарифы можно повысить на 30%», — сообщил эксперт. Региональный подход в программе жилищных субсидий существенно изменит картину тарифного поля организаций коммунального сектора и сделает тарифы доступными для потребителей.
Новые резервы для развития
По словам члена Совета ЖКХ Лидии Смолиной, если на 1 декабря 2023 года общая дебиторская задолженность за ЖКУ составляла 1,5 трлн рублей, то сегодня — 1,8 трлн. Опрос граждан показал: основные причины появления задолженности — забывчивость (47% опрошенных), нестабильный заработок (25%) и неудобство ежемесячной оплаты (13%). «У Минстроя и Минэнерго есть план по снижению этой задолженности, в том числе за счет цифровизации ЖКХ, что позволит улучшить учет», — сообщила Лидия Смолина. Среди обсуждаемых мер — установка интеллектуальных приборов, счетчиков тепла и газа. В рамках проекта «Умный город» в каждом многоквартирном доме (МКД) будет создан единый интеллектуальный центр по сбору и передаче показаний приборов учета.
Опираясь на опыт регионов
Свои подходы к приданию нового импульса ЖКХ есть и в Петербурге. Как отметил вице-губернатор Евгений Разумишкин, там не только используют предлагаемые Минстроем инструменты поддержки отрасли, но и перенимают опыт коллег. Так, Петербург по примеру Москвы перешел от подрядного способа организации уборки территорий к хозяйственному, и эффект от этого горожане почувствовали уже этой зимой: улицы города стали намного чище.
Отличительная особенность сферы ЖКХ в Санкт-Петербурге — большое количество объектов культурного наследия: из 24 524 жилых домов более 10 тыс. имеют охранный статус, что обусловливает особый подход к их капитальному ремонту. Если раньше многие фасады домов-памятников завешивали сеткой, чтобы не бросались в глаза трещины и отбитая лепнина, то сегодня парадный фасад города выглядит на самом деле парадным. Евгений Разумишкин также анонсировал инициативу по ужесточению требований к управляющим компаниям (УК) в целях повышения качества услуг и борьбы с недобросовестными операторами в сфере управления МКД: «На сегодня порог входа низкий, в результате на рынок приходят и недобросовестные компании. Мы намерены этот порог поднять».
О том, что ЖКХ проходит обновление, можно было судить и по работавшей в дни форума выставке. Компании из разных регионов представили на ней разработки цифровых платформ — от платформы для взаимодействия жителей и УК до технологии комплексной автоматизации бизнес-процессов и обслуживания абонентов.
Номер публикации: №16 09.05.2025