На днях Ростехнадзор опубликовал проект Федерального закона о проведении контроля за выполнением обязательных требований в сфере безопасного использования и содержания лифтов. Необходимость его принятия связана с тем, что с 1 июля 2021 года 170-ФЗ исключил из контрольных мероприятий госнадзор за соблюдением требований технических регламентов. Эти изменения затрагивают и техрегламенты Таможенного союза «Безопасность лифтов» и «О безопасности машин и оборудования». Таким образом, Ростехнадзор лишился права проводить проверки содержания и использования лифтов. Чтобы устранить образовавшийся пробел, и потребовалась разработка отдельного законопроекта. Его текстом вносятся изменения в Гражданский кодекс РФ и другие акты, регулирующие систему контроля в сфере лифтового хозяйства.
«Данный закон был подготовлен в течение прошлого года и должен был вступить в силу еще в июне. Однако он был отклонен с мотивировкой, что в него необходимо внести ряд предложений. Насколько известно, против принятия закона выступило только правительство Москвы, в котором предлагали взять на себя функции контроля за лифтами в столице», — пояснил «Стройгазете» вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров. В итоге для Москвы все-таки решено сделать исключение и в законопроект включена новелла, что город возьмет на себя контроль за состоянием лифтов в жилом секторе. По всей вероятности, эти функции будет выполнять столичная Госжилинспекция (в соответствии с постановлением столичного правительства Москвы № 1676).
Эти уточнения несколько замедлили движение законопроекта, но в конечном счете он был доработан и в ноябре размещен на портале законодательных актов.
Как подчеркнул Алексей Захаров, основная новелла и значение данного ФЗ заключаются в том, что по сути это финальный законопроект, принятие которого окончательно сформирует корпус законодательных актов, регулирующих систему контроля за состоянием лифтов в МКД.
Как известно, ранее уже были разработаны и приняты основные документы, которые определяют работу в этой сфере. Так, постановление правительства № 743 определило порядок содержания лифтов. Далее после его принятия были внесены изменения в КоАП и определена ответственность за нарушения правил их содержания. Затем было уточнено, что обслуживанием лифтов в МКД должны заниматься исключительно специализированные организации, включенные в профессиональный реестр.
Таким образом, оставалось сделать последний шаг и принять закон, определяющий орган контроля за лифтами. В законе это зафиксировано, и в соответствии с ним Ростехнадзор предлагает наделить правительство РФ полномочиями назначать органы, которые будут осуществлять надзор за соблюдением обязательных требований в области содержания и эксплуатации лифтов. Для данного вида контрольных мероприятий такие органы разработают положение с перечнем требований и видом оборудования, которое станет объектом проверок. Надзорный орган будет проводить только внеплановые проверки и контролировать безопасное использование подъемников в зданиях (в том числе МКД), наличие договоров обязательного страхования ответственности владельца лифта за причинение вреда в результате аварии.
Заключение такого договора для УО и ТСЖ станет обязательным. Также к грубым нарушениям лицензионных требований будет отнесено отсутствие договора между управляющей и специализированной организациями на техническое обслуживание и ремонт лифтов в многоквартирном доме (п. 4 (1) ПП РФ № 1110).
«Ранее было уточнено, кто занимается содержанием и обслуживанием лифтов. А кто контролирует их работу, ясно не было. Закон устраняет этот пробел, им вводятся рискориентированный подход и система самообслуживания. Решено отказаться от планового контроля, а выборочно проверять те объекты, где имеются предпосылки к нарушениям, то есть когда поступают жалобы на УК или от УК, а также сигналы об аварийных ситуациях и происшествиях», — разъяснил Алексей Захаров.
Единственный минус во всей этой истории заключается в том, что если с процессом принятия законопроекта все сложится успешно, то, согласно расчетам, полноценный надзор за состоянием лифтового парка в жилом секторе начнет действовать не ранее марта 2023 года.
Алексей Захаров, вице-президент Национального лифтового союза:
«Принятие этого закона позволит возродить полноценную систему контроля за лифтами, которая была утрачена более 10 лет назад»
Номер публикации: №47 03.12.2021