Больше ответственности или мотивации? Что поспособствует активному внедрению системы раздельного сбора ТКО

Больше ответственности или мотивации? Что поспособствует активному внедрению системы раздельного сбора ТКО

Больше ответственности или мотивации? Что поспособствует активному внедрению системы раздельного сбора ТКО Shutterstock/FOTODOM

Кирилл НИКИТИН, адвокат, руководитель экологического направления юридической фирмы VEGAS LEX:

Кирилл НИКИТИН.jpg

Четыре года назад в России стартовала «мусорная реформа», призванная создать в стране комплексную систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), основанную на принципах циркулярной экономики и обеспечивающую внедрение в отрасль современных методов сортировки и переработки отходов.

Затеянные властью преобразования до настоящего времени вызывают у участников рынка множество вопросов, особое место среди которых занимают проблемы внедрения раздельной системы сбора ТКО и их последующей переработки и вовлечения в гражданский оборот. Большинство игроков объясняют данную проблематику совокупностью факторов. Говоря о препятствиях, стоящих на пути раздельного сбора отходов, можно в первую очередь упомянуть низкий уровень поведенческой культуры населения. Вопросами продвижения в обществе раздельного сбора ТКО занимаются лишь отдельные энтузиасты, в то время как соответствующая скоординированная государственная политика отсутствует.

Помимо этого, раздельному сбору мешает до конца не созданный механизм переработки отходов, что специалисты связывают с несовершенством политики расширенной ответственности производителей, которая делает более выгодной уплату экологического сбора, нежели утилизацию отходов. В этой связи у хозяйствующих субъектов отсутствует действенная мотивация для использования полученных при раздельном сборе вторичных материальных ресурсов и включения их в производственные циклы.

Аналогичную направленность на пополнение бюджета демонстрирует анализ механизмов использования утилизационного сбора и платы за негативное воздействие на окружающую среду. Предполагается, что денежные средства, полученные от экологических сборов, имеют компенсационный — так называемый «окрашенный» — характер, то есть будут направлены государством на утилизацию отходов, устранение негативного воздействия на природу и пр. Вместо этого анализ бюджетного законодательства показывает отсутствие отдельных строк на финансирование соответствующих статей. Поскольку расходная часть бюджета не имеет конкретных указаний о целях трат денежных средств, поступающих за счет экологических платежей, фактически такие средства размываются и осваиваются в совершенно иных областях.

Данное обстоятельство создает двустороннюю проблему, которая заключается как в сокращении экономической привлекательности раздельного сбора и утилизации отходов, так и в сырьевой недостаточности для предприятий — переработчиков отходов. Таким образом, имеет смысл уходить от централизованного поступления средств от экологических платежей в сторону развития договорных правоотношений между производителями и специализированными организациями-переработчиками с сохранением за государством полномочий по установлению тарифов и предельных ставок экологических платежей, а также осуществлению контрольно-надзорных функций.

При этом раздельный сбор отходов является эффективным тогда, когда функционирует рынок вторичного сырья, на котором имеется спрос на ресурсы, полученные в результате утилизации раздельно собранных отходов.

Подводя итог, можно с уверенностью утверждать, что полноценный переход к раздельному сбору отходов требует как глубоких структурных изменений законодательства и разработки новых правовых механизмов, так и корректировки социальной политики, пропаганды пользы раздельного сбора отходов среди населения.