В последнее десятилетие на территории столицы строится все больше комфортного жилья с благоустроенными дворами, появляются новые больницы, детские сады, школы и современные общественные пространства. «В этом году, несмотря на сложности, уже построено и введено в эксплуатацию 6,3 млн кв. м недвижимости, в том числе порядка 3,5 млн кв. м жилья. Таким образом уже к августу на 70% выполнен годовой план по вводу недвижимости», — рассказал заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев.
Помимо жилья, за это время в городе сдано в эксплуатацию 37 объектов культуры, спорта, здравоохранения и образования. Такой объем ввода коммерческой недвижимости и социальных объектов позволяет создавать современную и качественную городскую среду, отличающуюся многофункциональностью и разнообразием. Среди спортивных объектов, введенных с начала года, необходимо отметить реконструкцию стадиона «Москвич», а также строительство Международного центра самбо и Центра бокса в Лужниках. В Московском зоопарке открыт вход со стороны станции метро «Баррикадная», реконструированы пешеходный мост через Большую Грузинскую улицу и павильон «Ластоногие». Еще одной тенденцией рынка недвижимости, по словам Андрея Бочкарева, стал рост объемов строительства коммерческих объектов: «С начала года сданы в эксплуатацию семь торговых комплексов площадью 72,2 тыс. кв. м, пять гостиниц на 141,6 тыс. кв. м, семь деловых центров почти на 65 тыс. «квадратов», а также восемь промышленно-производственных объектов общей площадью 51,6 тыс. кв. м».
Наш ответ санкциям
С весны реальный сектор отечественной экономики столкнулся с беспрецедентными международными санкциями. Как отметил исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы Владислав Преображенский, главная характеристика этого года — это, конечно, шоковое воздействие на экономику, начавшееся во II квартале. «Однако активные и своевременные действия ЦБ предотвратили панику на финансовых рыках, а поддержка бизнеса со стороны правительства РФ и местных властей позволила осуществлять поиск новых решений по обеспечению бизнес-процессов», — пояснил он.
Действительно, федеральными и московскими властями принято уже несколько пакетов антикризисных мер поддержки стройотрасли: продлен срок действия разрешений на строительство, упрощена процедура прохождения экспертизы, запущены программы субсидирования ставок по кредитам застройщикам, актуализированы методики расчета стоимости квадратного метра при расселении аварийного жилья. Антикризисные решения дают результат: за I полугодие в столице одобрено проектов на 12,5 млн кв. м недвижимости. По мнению Андрея Бочкарева, это свидетельствует о том, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, интерес инвесторов к строительству в Москве остается на высоком уровне, особенно интерес к возведению недвижимости промышленного назначения: в I полугодии одобрено строительство 3,3 млн кв. м (в 4,5 раза больше, чем в прошлом году). Увеличение объемов одобренных промышленных площадей произошло преимущественно за счет технопарков, производств по выпуску строительной, фармацевтической, пищевой и прочей востребованной продукции. Также было одобрено строительство 1,25 млн кв. м социальных и спортивных объектов, которые будут возводиться как за счет средств девелоперов, так и за счет городского и федерального бюджетов.
Транспортный прорыв
Одним из приоритетов градостроительной политики столицы остается развитие транспортной инфраструктуры: именно за счет строительства новых дорог, линий метро, железнодорожных веток и транспортно-пересадочных узлов московские власти намерены сформировать новую систему сообщений как внутри самого города, так и в увязке с областью.
Сегодня в Москве ведутся работы по строительству 29 новых станций на разных линиях метрополитена, при этом ключевым проектом метростроения является 70-километровая Большая кольцевая линия, строительная готовность которой уже превысила 90%. «Осталось завершить работы по строительству и реконструкции девяти станций — и Большое кольцо полностью замкнется», — отметил Андрей Бочкарев. Продолжаются работы и по строительству новых и продлению существующих линий: Троицкой, Рублево-Архангельской, Сокольнической, Люблинско-Дмитровской и Солнцевской.
Другая составляющая транспортного развития столицы — строительство дорог. Глава департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов отметил, что в последние годы столичное правительство поддерживает высокие темпы строительства. Так, по его словам, «с начала этого года в городе уже завершено строительство 21 км дорог, восьми различных транспортных сооружений и трех пешеходных переходов». Главным проектом на ближайшую перспективу остается Московский скоростной диаметр — новая транспортная артерия, которая улучшит транспортное обслуживание 5 млн жителей в 40 городских районах.
Важным элементом транспортной системы Москвы являются и железнодорожные магистрали, на основании которых идет формирование системы Московских центральных диаметров (МЦД): уже запущены маршруты МЦД-1 («Белорусско-Савеловский») и МЦД-2 («Курско-Рижский»); МЦД-3 («Ленинградско-Казанский») и МЦД-4 («Киевско-Горьковский») планируется запустить до конца 2023 года.
Нелегкая доля
В столице уделяется большое внимание защите прав граждан, пострадавших в сфере долевого строительства. С начала года в московской «дорожной карте» не появилось ни одного нового проблемного объекта. «Были решены проблемы 157 пострадавших граждан. Это стало возможным благодаря вводу в эксплуатацию четырех домов площадью 60,6 тыс. кв. м, а также компенсационным мероприятиям», — рассказала председатель Москомстройинвеста Анастасия Пятова, приведя в качестве примера завершенных долгостроев корпуса в жилых комплексах Sky House и «Остров Эрин» и дом на Каширском шоссе.
Самые активные
«Новая Москва продолжает активное развитие. Сегодня Троицкий и Новомосковский округа представляют собой наиболее динамично растущие территории столицы. Только в этом году здесь построено и введено в эксплуатацию более 1,8 млн кв. м недвижимости, в том числе свыше 1,6 млн «квадратов» жилья», — рассказал глава Департамента развития новых территорий столицы Владимир Жидкин.
С начала года в Новой Москве также введено в эксплуатацию более 180 тыс. кв. м социальных и промышленных объектов, в частности, пять детских садов и одна школа на 1 500 мест. Кроме того, сдан ряд офисных и производственных комплексов.
Цифровизация
В строительной сфере столицы активно идут цифровизация и перевод основных процессов в электронный формат. С января в электронном виде запущено девять услуг, в частности, загрузка личных и правоустанавливающих документов; выдача разрешений на перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов. Также, по словам Андрея Бочкарева, «был запущен цифровой паспорт объекта капитального строительства, то есть единый источник достоверной информации о ходе реализации строительных проектов на территории Москвы. На сегодня сформировано 42 тыс. цифровых паспортов введенных в эксплуатацию и строящихся объектов».
Кстати:
В 2022 году по уровню развития городской инфраструктуры и качеству жизни Москва заняла первое место в Рейтинге городского процветания (City Prosperity Index) программы ООН по населенным пунктам (UN Habitat). В лидерах в этой категории также Гонконг и Париж.
Номер публикации: №30 12.08.2022