Эксперты считают, что нужны особые правила капремонта домов-памятников
Общественный совет при Минстрое вернулся к теме ремонта жилых домов-памятников. На состоявшемся недавно заседании президиума Общественного совета при Минстрое обсуждалась программа капитального ремонта многоквартирных домов (МКД), и исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева предложила включить в нее специальные положения для домов, признанных объектами культурного наследия (ОКН). «Жить в историческом доме престижно, но очень дорого: капитальный ремонт многоквартирного дома, который является объектом культурного наследия, в разы превышает стоимость такого же объема работ в обычном доме, — констатировала Разворотнева. — Конечно, законодательство предусматривает помощь собственникам таких домов в финансировании работ, но проблема в том, что ни в региональных, ни тем более в муниципальных бюджетах денег на это нет, и собственники остаются один на один с проблемой».
Проблема капремонта домов-памятников обсуждается уже довольно давно. Как известно, собственники квартир в домах-ОКН при проведении капремонта должны в обязательном порядке оплатить историко-культурную экспертизу и комплект проектной документации. После этого они обязаны привлечь к работам лицензированную строительную организацию, уполномоченную на проведение работ на объектах культурного наследия. Понятно, что «ценник» у такой фирмы в разы выше, чем у обычной стройбригады. «При этом в историческом доме ремонтники должны работать с научным руководителем, техническим и авторским надзором за качеством, и тщательно следить за соответствием проекту, — добавила Разворотнева. — Жители стандартного дома от всего этого избавлены».
Законодательство позволяет установить в доме-ОКН дифференцированный (увеличенный) размер предельной стоимости работ. Если в среднем в обычном доме этот показатель составляет 2355 руб. на кв. м, то в доме-ОКН — 5700 руб. В таком городе, как Санкт-Петербург, разница еще больше: 2984 руб. и 11417 руб. соответственно. Кто будет оплачивать такой дорогой ремонт? При «котловом» принципе — жители других, обычных домов (что им вряд ли понравится), при накоплении на спецсчете — сами собственники. Жильцы домов-памятников могут самостоятельно принять решение о повышении размера взноса на капремонт, но, как правило, такая финансовая нагрузка им не по силам. В связи с эти капремонт домов-ОКН Светлана Разворотнева предлагает выделить в отдельную программу с отдельным финансированием из бюджетов различных уровней.
«Стройгазета» обратилась к экспертам с вопросом, стоит ли государству вкладываться в ремонт таких домов? И можно ли решить проблему другими способами, в том числе, путем привлечения бизнеса?
«Собственник должен нести материальную ответственность за содержание здания — памятника архитектуры, будь то физическое или юридическое лицо, городские или федеральные власти, — считает заместитель генерального директора АО «КТБ ЖБ» по научной и производственной работе, партнер АО «КТБ ЖБ» Андрей Золотарев. — Поэтому, если жильцы квартир в доме-памятнике архитектуры являются собственниками, им придется платить больше или передать свою недвижимость в собственность тому, кто может ее содержать»
А вот эксперт агентства недвижимости CENTURY 21 Vesta Сергей Тихонов придерживается несколько иного мнения. «В качественном и своевременном капитальном ремонте ОКН заинтересованы абсолютно все — и жильцы, и город, особенно если мы говорим о таких центрах туризма, как Санкт-Петербург и Москва, — говорит он. — Возьмем, например, Невский проспект и прилегающие улицы Санкт-Петербурга. Практически все нижние этажи на первой и второй линиях заняты коммерческими помещениями, магазинами, ресторанами, банками, офисами, мини-отелями и хостелами. Конечно, могу предположить, что собственники бизнеса не будут счастливы от дополнительных выплат на капитальный ремонт, но возложить эти выплаты на них будет справедливей, чем повысить тарифы жителям домов». По мнению Тихонова, это не означает, что дополнительное бремя должно лечь только на собственников бизнеса, но повышение платежей для жильцов должно быть умеренным — не более 2-5%. Ну, и часть расходов может взять на себя администрация города. «Она получает в бюджет средства налогоплательщиков, тех же собственников бизнеса, доход которых связан с состоянием города и его туристической и инвестиционной привлекательностью», — рассуждает эксперт.
«Вопрос сохранения исторического наследия, безусловно, ключевой в системе формирования современного города, старающегося не терять связи со своим прошлым, — отмечает глава бюро T+T Architects Сергей Труханов, — предложение разработать особый порядок по работе с такими объектами, на мой взгляд, верное. Но стоимость таких работ, действительно, может в 1,5-2 раза превышать затраты на восстановление среднестатистического жилого или общественного здания, и, если смотреть на вещи реально, то для регионального и муниципального бюджетов это станет огромной нагрузкой». Выходом из положения, по мнению Труханова, может стать привлечение частного капитала через различные субсидиарные программы. А в случае невозможности использования имеющегося здания в коммерческих целях может понадобиться механизм преференций, который будет выглядеть как своеобразный бартер между городом и предпринимателями.
Справочно:
Всего, по данным Ассоциации региональных операторов капитального ремонта, в России имеется 12822 дома — объекта культурного наследия. Они находятся в 66 регионах. Около 5 тыс. зданий включено в региональные программы капитального ремонта, и список ежегодно пополняется.
Номер публикации: №10 от 15.03.2019