Каркасы и кластеры

Разработан новый Генеральный план Краснодара на 2021-2040 годы

Современные города имеют обыкновение расти быстрее, чем это планируют урбанисты и архитекторы, и Краснодар в этом смысле — не исключение. Столица Кубани уже «переросла» планово-экономические показатели, которые были заложены в генплан 2012 года. Так, например, прогнозировалось, что до 950 тысяч человек население города вырастет к 2025 году, в реальности же уже в 2018 году Краснодар официально получил статус города-миллионника. За 18 лет численность населения увеличилась на 75%. А к 2040 году при сохранении современных тенденций миграционного прироста в Краснодаре могут проживать до 3,2 млн человек.

Как и многие другие российские города, Краснодар сталкивается сегодня с рядом серьезных проблем — это и нехватка объектов социальной инфраструктуры, и перегруженность улично-дорожной сети, и значительный износ сетей инженерной инфраструктуры, и отсутствие очистных сооружений, и недостаточное озеленение города. Поэтому и было решено принять новый генплан Краснодара, охватывающего период с 2021-го по 2040-й год. За разработку концепции взялись специалисты Научно-исследовательского института перспективного градостроительства из Санкт-Петербурга. По мнению разработчиков, новый генплан поможет Краснодару стать еще более комфортным для проживания городом.

За комплексную застройку

Для развития кубанской столицы до 2040 года была выбрана агломерационная модель. Краснодар в его нынешних границах станет ядром агломерации, кроме этого в ее состав войдут районы Горячий Ключ, Северский, Динский и Красноармейский. На территории Большого Краснодара появятся кластеры (социальные, производственные, общественно-деловые) и каркасы (транспортный, природно-экологический, инженерный). В Краснодаре, в Новотитаровском, Пластуновском, Динском, Северском и Красноармейском районах будут созданы шесть индустриальных парков. В Краснодаре разместят высокотехнологичный медцентр, в Горячем Ключе и Динском районе — реабилитационные центры. Кроме того, в Горячем Ключе, Динском и Северском районах создадут рекреационные парки.

Разработчики концепции высказались за отказ от точечной застройки, так как она усложняет архитектурное и инфраструктурное структурирование городских территорий. Вместо этого предлагается вести комплексную жилую застройку, в основном среднеи многоэтажную. Кроме того, специалисты считают необходимым развивать открытые общественные пространства — зеленые зоны, пешеходные бульвары, единую набережную. Предполагается сформировать 440 новых озелененных территорий общего пользования, увеличив их общую площадь в 10 раз.

Требуется инфраструктура

Намечено возвести большое число объектов социальной и транспортной инфраструктуры. Краевой центр нуждается в строительстве 550 новых детских садов и 200 школ, а также в развитии сети объектов дополнительного образования. Предполагается также построить 9 новых больниц и 60 поликлиник. Не забыты и культурные учреждения — появятся галерея, музей, планетарий, концертный зал, зоопарк и фондохранилище для Библиотеки имени Пушкина. Планируется также развивать сеть библиотек и клубов.

В городе также необходимо построить 70 спорткомплексов и 800 плоскостных спортивных сооружений. Предполагается также реализовать ряд крупных «якорных проектов» — возвести дворец борьбы, центры волейбола и парусного спорта, комплексы для конного спорта, настольного тенниса и эстетических видов спорта.

На чем поедем? 

Важной частью плана развития Краснодара станет дорожная схема, основу которой составят два транспортных кольца (внешнее и внутреннее). Кроме того, будут созданы четыре транспортных коридора, которые соединят западные и восточные районы города. Агломерацию разделят на три зоны транспортного обслуживания. В центральной части приоритетом будут пользоваться пешеходы, велосипедисты и общественный транспорт. В зоне плотной жилой застройки, более удаленной от центра, будут активно развиваться такие виды транспорта, как трамваи, городская электричка и скоростные автобусы, в периферийных районах — городская и пригородная электрички.

В 3 раза увеличится протяженность трамвайных линий, в 2,5 раза — маршрутов автобусов и троллейбусов, в 10 раз — велосипедных дорожек. Планируется построить автомагистрали Дальнего западного, Южного и Восточного обходов города, высокоскоростную магистраль Москва — Краснодар — Адлер и расширить аэропортовой комплекс.

Сейчас проект генплана находится в открытом доступе, и каждый желающий может с ним ознакомиться. Как заявил мэр Краснодара Евгений Первышов, главная задача — сделать процедуру обсуждения документа максимально прозрачной и открытой. Будет разработана форма обратной связи, с помощью которой краснодарцы смогут оставить свои замечания и предложения, власти обещают учесть их при разработке окончательного варианта плана.

Справочно:

История создания нового генплана Краснодара длится уже несколько лет. Первоначально, в 2016 году, работа была поручена муниципальному предприятию «Горкадастпроект», но оно с задачей не справилось. И в конце ноября 2018 года стало известно, что главным градостроительным документом Краснодара займется ООО «НИИ перспективного градостроительства».