Своими силами

Своими силами Shutterstock/FOTODOM
Сокращение доли мигрантов на столичных стройках связано с необходимостью повысить эффективность работ

Высказанные в конце осени инициативы политиков по снижению количества мигрантов на стройках Москвы вызвали широкий общественный и политический резонанс. Однако в условиях резкой интенсификации строительной деятельности это, скорее, вопрос не политики, а стратегии развития и эффективности экономики. Об этом свидетельствует как планомерный подход к решению задачи, так и масштабные планы по реформе системы профессиональной подготовки строителей.

Так, осматривая в конце ноября стройплощадку одного из крупнейших столичных девелоперов, мэр Москвы Сергей Собянин высказал идею о необходимости сокращения количества иностранной рабочей силы (ИРС). «Другого качества люди нужны, с другой зарплатой. Меньше мигрантов, которых достаточно много на сегодняшний день, — заявил градоначальник, обращаясь к застройщику. — Больше привлекайте россиян из ближайших регионов, повышайте зарплату, создавайте условия работы». Эти слова, которые все поняли буквально как команду к действию, взорвали как профсообщество, так и различного рода околополитические круги. Застройщики, инвесторы и подрядчики в один голос заявили о массовых срывах сроков строительства, о колоссальных убытках и снижении налоговых поступлений. При этом общественники не преминули напомнить о возможном нарушении прав мигрантов.

По данным властей, доля ИРС на стройках города хоть и непостоянна, но действительно достаточна велика. «На бюджетных и коммерческих стройках столицы занято от 300 до 400 тыс. человек. По нашим оценкам, на разных объектах доля иностранных специалистов составляла от 20% до 60%. Коллеги из других стран выполняют важную задачу по развитию и обслуживанию Москвы», — заявил заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев. Поэтому очевидно, что сократить такое количество рабочих в один момент просто невозможно. Тем более, что ранее неоднократно заявлялось о дефиците рабочей силы на стройках города — от 15 до 25 тыс. человек. «Стройка — это сложный, многофакторный и очень инерционный процесс, поэтому в один момент отказаться от услуг мигрантов не сможет ни один подрядчик. Переход к приоритетному привлечению более квалифицированных российских рабочих будет поэтапным и плавным», — уточняет глава Департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов.

Когда стало ясно, что речь идет скорее о векторе развития, а не о немедленной депортации, страсти улеглись, но вопросы остались. Например, как работать в этих условиях? Приглашать ли новых мигрантов? Откуда брать им замену? Ответом стал запуск масштабной и долговременной программы, рассчитанной в первую очередь на процесс повышения производительности труда. Этого, по мнению мэрии, можно достичь за счет автоматизации процессов на стройке и на производстве крупных узлов и комплектующих для домов на заводах, и также за счет повышения уровня заработной платы.

«Например, при монтаже какого-либо сложного инженерного узла на площадке требуется немало усилий. Но его ведь можно собрать в заводском цеху, сократив время, усилия и затраты и получив такой же результат. Можно собирать сложный агрегат впятером, а можно одному человеку на машине. Есть разница? Но такой подход требует хорошо подготовленных кадров, обученных и современных», — отмечал ранее Андрей Бочкарев.

Продолжая тему, все участники дискуссии подчеркнули необходимость выстраивания системы обучения специалистов разного профиля, причем на самых сложных и современных машинах. Не менее важна и сбалансированность системы: выпускники школ — средние специальные учебные заведения, готовящие работников строительных специальностей, — университеты. При этом система должна предоставлять возможности роста — профессиональный лифт.

Таким образом, частичный отказ от услуг мигрантов будет поэтапным и растянутым во времени. Фактически речь идет о переформатировании всей системы управления стройкой, в том числе и о реформе системы подготовки кадров, но такая работа займет не менее двух-трех лет.

Кстати:

Стоит отметить, что впервые проблему интенсификации строительства поднял вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. «Перед нами стоит задача сокращения инвестиционно-строительного цикла на 30%, в том числе за счет механизации процессов, применения новейших технологий, инноваций и цифровизации. Немаловажную роль играют подготовка молодых кадров и повышение престижа профессии», — добавил он.



Теги: