Дорожных дел мастера

Дорожных дел мастера Shutterstock
Создатели путей и направлений строят стратегические планы

17 октября — День работников дорожного хозяйства России. Этот профессиональный праздник посвящен особым специалистам — строителям, инженерам, проектировщикам, всем, кто возводит и обеспечивает эксплуатацию автомагистралей, мостовых переходов, тоннелей, придорожной инфраструктуры.

Сегодня в дорожном хозяйстве страны трудятся сотни тысяч человек. Благодаря их профессионализму, энергии и целеустремленности дорожно-строительная отрасль решает масштабные задачи, направленные на повышение качества и надежности автомобильных дорог. Вместе с тем, для развития этой одной из ключевых и стратегически важных сфер необходимо и дальше совершенствовать отраслевую нормативную базу, внедрять цифровые технологии, применять современные покрытия и материалы.

Именно поэтому главной целью дорожного хозяйства в Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года определен переход к инновационному типу развития. В соответствии с этим документом через 9 лет общая протяженность национальной дорожной сети должна составить 1,7 млн км (+54%). Чтобы достичь такого результата, надо значительно увеличить темпы строительства и реконструкции дорог, сформировать новую систему автомагистралей, обеспечивающих движение транзитных автомобильных потоков в обход населенных пунктов с подъездами к ним. Планируется создание дорожной сети для обеспечения развития потенциальных точек экономического роста, в том числе для комплексного освоения новых территорий Сибири и Дальнего Востока.

Отрадно то, что власти наконец в полной мере оценили роль дорог в развитии экономики как всей страны, так и отдельных ее субъектов. Именно поэтому сейчас наиболее активно реализуется национальный проект «Безопасные качественные автомобильные дороги» (БКАД), основанный на таких принципах, как обновление региональной и местной дорожной и федеральной магистральной сетей, внедрение самых передовых технологий дорожного строительства и повышение безопасности на дорогах в целом.

Так, по программе развития дорожной сети лишь в 105 крупнейших городских агломерациях доля дорог, соответствующих нормативам по качеству, должна вырасти к 2030 году вдвое (с 42 до 85%), а дорог регионального значения — с 43,1 до 60%.

Особое внимание будет уделено трассам и магистралям, ведущим к социально значимым учреждениям. В частности, только в 2021 году планируется отремонтировать около 400 дорог к поликлиникам, больницам, медицинским центрам общей протяженностью порядка 1100 км.

Отдельным направлением работы заявлены реконструкция и ремонт подъездных путей к туристическим объектам. Уже в 2021 году в российских регионах приведут в нормативное состояние более 300 таких автодорог общей протяженностью порядка 1,5 тыс. км. Памятники архитектуры, природные заповедники и живописные места тоже станут доступнее — благодаря масштабной кампании в текущем году в нормативное состояние приведут более 16 тыс. км дорог, ведущих к ним.

В числе ключевых задач остается повышение уровня экономической связанности территорий России за счет строительства и реконструкции участков автодорог федерального значения. До 2024 года планируется построить и реконструировать 1,8 тыс. км таких дорог. Дороги становятся более современными и защищенными. В регионах до 2024 года разместят автоматические пункты весогабаритного контроля: 366 — на дорогах регионального и межмуниципального значения, 235 — на федеральных трассах. Кроме того внедряются интеллектуальные системы контроля трафика, растет число камер фотовидеофиксации.

К концу 2024 года доля контрактов на осуществление дорожной деятельности по нацпроекту, предусматривающих использование новых технологий, должна составить 40%, а доля контрактов, предусматривающих выполнение работ на принципах контракта жизненного цикла, — 25%.

Впрочем, сами технологии дорожного строительства в стране пока применяются, в общем, устаревшие, не отвечающие требованиям сегодняшнего дня. Это касается фундаментального аспекта: мы по-прежнему строим исключительно асфальтобетонные дороги, процент же бетонных дорог в общем объеме дорожного строительства пока на уровне арифметической погрешности. Никто не призывает совсем отказаться от асфальта — там, где это целесообразно, будет и асфальтовое покрытие. Но давно пора менять стратегию дорожного строительства в пользу решительного увеличения доли цементобетонных дорог (подробнее об этом в других материалах «СГ» на этом развороте).

Не менее актуальная задача — сделать дороги безопасными для водителей и пешеходов. Этого следует добиваться, в том числе, за счет повышения качества дорожного строительства, а также обустройства современной дорожной инфраструктуры. Уже сейчас ситуация на дорогах меняется, в частности, благодаря реализации нацпроекта БКАД: в 84 субъектах РФ проводятся работы по обустройству транспортной инфраструктуры. В 2021 году подрядные организации планируют установить более 282 тыс. новых дорожных знаков, около 734 тыс. метров барьерного и 247 тыс. метров пешеходного ограждения, порядка 2 тыс. светофоров и свыше 516 тыс. метров стационарного освещения. На проезжую часть нанесут более 27,8 млн погонных метров разметки, а вдоль дорог появятся тротуары протяженностью свыше 1,4 млн метров.