В I полугодии зафиксирован самый низкий объем нового предложения торговых площадей за последние 14 лет
Объем торговых площадей, введенных в Москве в I полугодии 2017 года, составил всего 22,5 тыс. кв. м. Это самый низкий показатель нового предложения торговых центров за последние 14 лет. Возможно, что по итогам года удастся ввести в строй порядка 250 тыс. кв. м, но и это, по столичным меркам, не очень много. В 2018 году чудес тоже, скорее всего, не будет, по прогнозам, объемы ввода площадей в торговых центрах составят около 200 тыс кв. м. Однако можно ожидать, что в будущем году появятся новые проекты в стадии строительства.
Причины низкой активности — в общей экономической ситуации. Введение санкций и падение цен на нефть спровоцировали локальный российский кризис, последствия которого сказываются и на рынке торговой недвижимости. Те, кто начал строительство в 2014 году, достраивали проекты, но новых почти никто не начинал. Образно говоря, сейчас мы доедаем посеянный тогда хлеб.
В прошлом году у ритейлеров были стабильные товарообороты, и они с большим оптимизмом смотрели на первое полугодие 2017 года. К сожалению, ожидания не оправдались. Торговля винит в низких объемах продаж холодное лето. Если будет еще и долгая теплая осень, то многие фешн-ритейлеры закроют год с убытками. Однако, несмотря на экономический кризис и погодные отклонения, никто из значимых ритейлеров не обанкротился. Те, кто сумел оптимизировать свои бизнес-процессы, выжили, стали устойчивее к кризисам, и у них снова появился аппетит к развитию.
В результате сложилась ситуация, когда спрос начал превышать предложение. Немногие ТЦ, которые строятся, сдаются очень быстро и хорошо, как например, ТРЦ на Каширском шоссе (компания «ЭНКА ТЦ»). В некоторых сегментах на одну площадку претендуют несколько операторов. Например, жестокая конкуренция развернулась в сегменте развлечений. Еще буквально 9-10 месяцев назад наблюдался дефицит операторов развлечений, собственники максимально шли навстречу арендаторам: компенсировали отделку и др. Но сегодня на российский рынок вышли сразу несколько операторов — Zамания, Joki Joya, Funky World и др.
Очень активно развивается общепит — разного рода бургерные, многочисленные авторские концепции и т. д.
Интересные изменения происходят в сегменте продовольственного ритейла. Три лидера рынка — «Карусель», «Лента» и «Ашан» — почувствовали падение продаж Like-For-Like (показатель, который позволяет сравнить продажи, определенные любыми рамками, например, одной товарной группой, за разные периоды). В Европе и США формат гипермаркетов и больших продовольственных ритейлеров претерпевает изменения. В Европе рынок насытился гипермаркетами, этап ценовой конкуренции пройден, и сейчас развивается концепция smart consumption («разумное потребление»). Сейчас менеджмент всех продовольственных сетей думает и считает. Как изменится формат, думаю, мы увидим в ближайшем будущем.
Из позитивных трендов для девелоперов — подешевевшее проектное финансирование. Ранее оно было дорогим — около 18%, сейчас ключевая ставка значительно снизилась, и кредит на строительство можно взять уже под 11-12%. Стабилизировались коммерческие условия, можно прогнозировать финансовые потоки.
Справочно
В I полугодии 2017 года на рынке Москвы было введено в эксплуатацию два торговых объекта (причем оба во втором квартале года), суммарная торговая площадь которых составила 22 тыс. кв. м (GBA — 32,8 тыс. кв. м). Открывшиеся торговые центры — ТЦ «Зеленый» (GLA — 7 тыс. кв. м) и «Пролетарский» (15 тыс. кв. м) — расположены за пределами Третьего транспортного кольца и являются объектами районного формата.
Номер публикации: №33 от 25.08.2017