Опрос, проведенный недавно ассоциацией «Национальное объединение застройщиков жилья», дал весьма любопытный результат. Оказывается, большинство компаний считает, что сегодня проблемы проектного финансирования постепенно отходят на второй план, а главная трудность состоит в высокой стоимости подключения объектов к газу, теплу, электричеству, а также в дороговизне земельных участков. Именно этим проблемам был посвящен состоявшийся в феврале в Совете Федерации круглый стол «Механизмы обеспечения земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, инженерной инфраструктурой».
В своем выступлении заместитель министра строительства и ЖКХ России Никита Стасишин сообщил, что по состоянию на 14 февраля в процессе строительства находилось примерно 102 млн кв. м индустриального жилья. Между тем, в предыдущие три года на ту же дату строилось по 128-130 млн кв. м. А для того чтобы достичь показателей, содержащихся в нацпроекте «Жилье и городская среда», необходимо довести объем текущего строительства до 180 млн кв. м индустриального жилья. Одним из факторов, тормозящих расширение жилищного строительства, является нехватка земельных участков с инженерной инфраструктурой. Нередко объекты, на возведение которых уже получено разрешение, не строятся именно из-за отсутствия подключения к сетям. Замминистра пояснил, что в последние годы жилищное строительство внутри городов застройщики вели, используя, как правило, действующие мощности или немного реконструируя действующие узлы водоподготовки, водоотведения или тепла.
Вопрос, как это часто бывает, упирается в деньги. Мнение о том, что государство должно безвозмездно предоставлять застройщикам земельные участки с готовой инженерной инфраструктурой, не находит поддержки у властей. По некоторым оценкам, решение инфраструктурной проблемы может обойтись в 600 млрд рублей. Для сравнения: объем дополнительного финансирования по федеральной программе «Стимул» составит примерно 11 млрд рублей в год. Возложить финансирование строительства сетей на застройщиков также не представляется возможным. В большинстве регионов строительные проекты и так имеют низкую маржинальность, и дополнительная финансовая нагрузка просто убьет их. Остается одно: искать резервы в регионах и в самих ресурсоснабжающих организациях. Однако, как отметил сенатор Сергей Лукин, сегодня у субъектов естественных монополий нет заинтересованности в развитии коммунальной инфраструктуры для обеспечения земельных участков под жилстроительство. Ситуация усугубляется отсутствием жесткого контроля за формированием условий техприсоединения.
О мерах, призванных упростить процесс подключения застройщиков к сетям, рассказал исполнительный директор Национального объединения строителей Виктор Прядеин. Он обратил внимание на отсутствие независимого института, который мог бы определить правильность расчетов сетевых организаций при определении технической возможности подключения к сетям, а также при расчете платы за подключение. «Необходимо создать институт независимой оценки технических условий и решений в процессе присоединения к инженерным сетям», — подчеркнул спикер. В НОСТРОЙ уверены, что важное значение имеет совершенствование правового регулирования отношений, связанных с переуступкой мощностей. В настоящее время, кроме электрических сетей, этот механизм практически не применяется в других видах энергоресурсов. «Значительно сократило бы сроки жилищного строительства установление возможности корректировки технических условий без их отмены в случае внесения изменений в проект жилищного строительства. Также требуется унификация, стандартизация правил подключения (технологического присоединения) к различным видам сетей, а также переход на электронные формы взаимодействия застройщиков и сетевых организаций», — сказал представитель НОСТРОЙ.
Участники заседания отмечали, что работа с ресурсоснабжающими организациями должна начинаться на региональном уровне. Есть ряд субъектов федерации, где удалось выстроить взаимоотношения застройщиков с РСО. В свое время правительство Тюменской области сначала оценило объем необходимой для строительства жилья инфраструктуры, и только обеспечив финансирование, выставило участки на торги.
Виктор Прядеин, говоря о подключении новых многоквартирных домов к сетям, отметил, что ситуация в этом плане в регионах сложилась непростая. «Практика показывает, что по электроэнергетике и по газу вопросы о централизованном финансировании тех или иных проектов комплексной застройки через инвестпрограммы еще можно решать на уровне компаний-монополистов, а вот с водоснабжением и водоотведением все гораздо сложнее, так как там работают муниципальные предприятия. Здесь нужно включаться властям регионов. Их же вопрос — увязка инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций с региональными программами жилищного строительства», — заявил он, добавив, что именно от органов государственной власти субъектов РФ должна исходить инициатива по перспективному планированию и опережающему обеспечению территорий инженерной инфраструктурой.
Сделать это, однако, будет непросто. Как отметил сенатор Сергей Лукин, в настоящее время в большинстве сфер отсутствует порядок формирования и утверждения инвестпрограмм субъекта естественных монополий органами государственной власти, нет механизма межотраслевой координации инвестиционной деятельности с документами территориального и стратегического планирования. Ситуация, по мнению Лукина, усугубляется тем, что практически все функции естественных монополий централизованы в головных компаниях, и на уровне регионов практически невозможно решить ни один вопрос.
Кроме того, финансовое положение самих РСО сильно разнится по отраслям. Если с газовиков и энергетиков еще можно что-то требовать, то с предприятий сферы ВиВ едва ли. Как заявила заместитель начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области Ирина Дьякова, во многих муниципальных районах области водоканалы «уже не то, что лежат на боку, они уже ниже земли». В этой ситуации многие регионы по-прежнему уповают на федеральную помощь. Так, министр строительства и архитектуры Ставропольского края Валерий Савченко подчеркнул важность своевременного выделения средств по программе «Стимул», хотя и признал, что необходимо усилить работу с банками по вопросам кредитования строительства на той или иной территории.
В итоге, как признал председатель комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадий Чернецкий, «ввиду недостаточной финансовой поддержки строительства инженерной инфраструктуры на застройщиков сегодня ложится дополнительная нагрузка по обеспечению площадок соответствующими сетями и объектами». Реальную помощь регионам и бизнесу оказывает сегодня только федеральный бюджет: в апреле 2019 года вступило в силу постановление правительства, предусматривающее предоставление субсидий на строительство объектов водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения при реализации проектов по развитию территорий. В этой связи Аркадий Чернецкий призвал выделить дополнительные средства из федерального бюджета на строительство инженерной инфраструктуры в целях увеличения поддержки региональных программ развития жилищного строительства.
Цитата в тему:
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам севера Аркадий Чернецкий:

«Жилищное строительство должно сопровождаться опережающим развитием инженерной инфраструктуры. Считаю, что это — важнейший вопрос»
Кроме того:
Управляющий директор АО «ДОМ.РФ» Анатолий Азизов призвал регионы к совместной работе по выделению из федеральных земель площадок, подходящих для жилищного строительства. Адресная работа по определению участков для обустройства должна быть дополнена системными мерами, позволяющими ресурсоснабжающим организациям снижать стоимость подключения к сетям. Прежде всего, как отмечалось на заседании, устарели нормы обеспечения ресурсами. Например, явно избыточными являются нормы обеспечения водой в расчете на человека. Предлагалось также разрешить ПАО «Россети» строить сети не до границ с заявителем, а до каждого объекта, и брать их на свой баланс, что позволит прекратить появление бесхозных электросетей и избежать необоснованных отключений.
Номер публикации: №07 21.02.2020