Стройка больше не привлекает

Стройка больше не привлекает

В начале 2021 года международная группа ANCOR, занимающаяся подбором персонала, в очередной раз провела исследование привлекательности бренда работодателя REBR (Randstad employer brand research) и выявила основные критерии выбора работы, а также наиболее привлекательные отрасли для разных возрастных групп. Увы, сфера строительства не вошла в топ ни для одного поколения. Более того, в последние годы динамика отрицательная. У снижения интереса к стройке есть несколько причин, о них «Стройгазете» рассказал руководитель группы консультантов «Строительство, недвижимость, девелопмент» компании ANCOR Владимир Османкин.

С деньгами как-то непонятно

Исследование REBR показало, что финансовая стабильность компании важна для соискателей так же, как и размер заработной платы: оба этих фактора назвали 78% опрошенных. Важность этого критерия особенно растет во время кризиса. Однако кандидаты не воспринимают строительную отрасль как финансово стабильную: во многом это связано с устоявшимся мнением, что здесь много фирм-однодневок. 80% сомнений кандидатов на собеседованиях связаны именно с этим тревожащим их фактом. И усилия рекрутеров направлены на то, чтобы доказать соискателям — не только «синим воротничкам», но и айтишникам, юристам, финансистам и инженерам — финансовую надежность отрасли.

Молодых строить трудно

По данным Росстата, в 2020 году абитуриенты подали в три раза меньше заявлений по специальности «Строительство», чем в предыдущем. Если в 2019 было подано 63093 заявления на бюджетные места и 31634 на платные, то в 2020-м — 18185 и 8704 соответственно.

На рынок труда приходит поколение Z (рожденных после 1997 года), которое восприняло негативный опыт своих родителей, вечно пропадавших на работе, вечно устававших и все равно не имевших достаточно средств для высокого уровня жизни. «Зеты» не хотят работать так много и строить карьеру так долго и отчаянно, как старшее поколение. Ожидание назначений и прибылей через много лет для них неприемлемо. Сейчас продвижение по карьерной лестнице происходит быстрее, изменилось и само понятие профессионального роста: молодое поколение не стремится в начальники, ему интереснее личное развитие и освоение новых сфер и даже профессий. Это значит, что менять работу «зеты» будут чаще. Этот факт компании должны принять и учесть, и строительная отрасль не исключение. Кроме того, молодые поколения — и Z, и предшествующее ему Y (с 1981 по 1996 год) — меньше, чем старшие, заинтересованы в гарантии занятости. Напротив, зависеть от одного работодателя они не хотят.

Корпорации – монстры

Фраза: «Я работаю в большой компании» — больше не звучит престижно и не является мотивирующим фактором. Это подтверждают и данные исследования REBR. По многим причинам люди перестают считать работу в корпорации ценностью. Даже кризис, который всегда побуждает думать о гарантиях занятости, которую чаще предлагают именно крупные компании, не изменил тренд.

Работодателям имеет смысл уже сейчас пересмотреть приоритеты в своем ценностном предложении и подумать, как работать со своим HR-брендом, чтобы стать интересными для перспективных специалистов, особенно молодежи.

Доверяют профессионалам

Несмотря на имеющиеся проблемы, в строительной отрасли сотрудники все же меняют место работы не чаще, чем в среднем по стране. Профессионалы, потратив время на обучение и убедившись в осознанности своего выбора, не стремятся уйти в другие сферы. Такие сотрудники особенно ценны для компании, потому что они могут быть амбассадорами бренда, их личный пример будет показывать привлекательность организации и отрасли в целом. Учитывая тот факт, что в строительной отрасли работу часто ищут через личные связи, такие сотрудники-амбассадоры могут стать одним из наиболее эффективных каналов привлечения кадров. Люди предпочитают искать работу через знакомых, которым могут доверять. Им важно быть уверенными в том, что компания — надежный работодатель.

Есть за что бороться

В Москве и Санкт-Петербурге заработная плата с начала пандемии выросла в среднем на 20 –40%. В регионах меньше — на 10–20%. Самый заметный рост был на рабочих позициях, таких как плиточники, маляры, каменщики, монтажники. На размер компенсаций влияет нехватка людей: многие мигранты уехали, а оставшиеся значительно повысили стоимость своих услуг, так как в условиях дефицита стали более востребованными. Местные работники, несмотря на спрос, тоже пытаются продать себя дороже, но россияне по-прежнему не слишком стремятся на стройку. Не хватает и высококвалифицированных специалистов в проектировании со знанием BIM. Компании борются за опытных сотрудников, пример тому — получение контрофферов от текущего работодателя, так как потеря ключевого человека на посту может сорвать сроки выполнения проекта.

Тут все такое цифровое

Опрос, проведенный ДОМ.РФ совместно со ВЦИОМ, показал, что работа в строительной отрасли воспринимается либо как требующая высокой квалификации, либо как тяжелая. Из-за полярного восприятия целый пласт профессий остается малоузнаваемым: всего 22% опрошенных смогли без подсказок назвать современные профессии в сфере строительства. Только 11% респондентов из числа не работавших в этой отрасли назвали строительную сферу престижной, в то время как среди опрошенных с релевантным опытом в строительстве этот показатель составляет уже 25%.

Главный страх, который вынуждает людей избегать строительной отрасли, – неуверенность в надежности и финансовой стабильности работодателя. Чтобы развеять сомнения, в описаниях вакансий делайте акцент на количестве строящихся и сданных объектов, а также на времени работы компании на рынке. Сделайте действующих сотрудников своими амбассадорами, помня о том, что люди в строительной сфере ищут работу через знакомых. Можно использовать (и особенно хорошо это работает в массовом найме) систему материальных поощрений для тех, кто привел на работу знакомых.

Для привлечения молодежи, в частности студентов, необходимо использовать современные и актуальные форматы коммуникации: диджитал, яркие и вовлекающие стенды на ярмарках вакансий. И выходить не только на строительные вузы, но на IT и другие, чтобы максимально увеличить охват. Сейчас сложно представить, что когда-то сфера IT тоже испытывала недостаток интереса со стороны соискателей, но успешно преодолела это и в перспективе нескольких лет останется наиболее привлекательной отраслью для работы. Эксперты рекомендуют вместо формальных студенческих стажировок разрабатывать комплексные образовательные программы, в том числе цифровые, с описанием особенностей и преимуществ работы в строительной сфере.

Еще один важный фактор — оснащенность компании современными технологиями. Это важно и для профессионалов рабочих специальностей, и для офисных сотрудников: людям не все равно, с каким оборудованием, в какой среде и каких программах работать.