Идеи советского авангарда на выставке в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева
Конструктивизм, авангардистское направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, зародился в СССР в 20-х — первой половине 30-х годов прошлого века. Он возник как одно из направлений нового, пролетарского искусства, хотя его провозвестником в архитектуре можно считать, например, вполне «буржуазную» Эйфелеву башню, в построении которой демонстрировались конструктивные элементы во внешних архитектурных формах. Новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству, а производство — народу. Термин «конструктивизм» впервые был использован советскими художниками и архитекторами в 1920 году: конструктивистами себя называли Александр Родченко и Владимир Татлин. Владимир Маяковский писал: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…»
Конструктивисты, будучи идеологами «производственного искусства», искали выразительность не в декоре, а в динамике простых конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободе плана здания; мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.
Наиболее распространенным типом общественных зданий, воплотившим в себе основные принципы конструктивизма, стали здания клубов и домов культуры. Примером может служить Дворец культуры ЗИЛа, строительство которого велось в 19311937 годах по проекту братьев Весниных. При создании проекта авторы опирались на известные пять принципов Ле Корбюзье: использование опор-столбов вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлиненные окна, плоская крыша.
Также характерным примером воплощения функционального метода стали дома-коммуны, архитектура которых соответствовала принципу «дом — машина для жилья». Известное здание такого типа — общежитие-коммуна Текстильного института на улице Орджоникидзе в Москве (автор проекта — Иван Николаев). Другой хорошо знакомый всем проект — дом Наркомата финансов в Москве. Он интересен как пример дома «переходного типа» от традиционного квартирного жилья к дому-коммуне.
Яркая эпоха конструктивизма представлена на выставке «АВАНГАРДСТРОЙ. Архитектурный ритм Революции» в Государственном музее архитектуры им. Щусева. Выставка приурочена к 100-летнему юбилею Октябрьской революции 1917 года. Здесь можно увидеть работы выдающихся советских архитекторов и художников, таких, как братья Веснины, Константин Мельников, Николай Ладовский, Моисей Гинзбург, Илья и Пантелеймон Голосовы, Владимир Кринский и многих других. Особняком в истории конструктивизма стоит фигура Ивана Леонидова, «главного утописта» выставки. Коллеги не принимали его идей, он так и остался в истории автором «бумажной архитектуры», придумавшим фантастический «Город Солнца». Однако работы Леонидова и теперь восхищают своими линиями и выглядят невероятно современными.
«От авангарда осталась планировка наших городов, система организации жизни малогабаритного жилья, — говорит директор музея Елизавета Лихачева. — Спальные районы, понятия «дом культуры» и «дома быта» и общественные бытовые учреждения. Многие идеи, не архитектурные, на первый взгляд, оказали сильное влияние на социальную жизнь, в том числе и в Европе».
Архитектура самой выставки довольно проста: на затянутых кумачом стенах размещены работы отечественных «революционеров», которыми мы по праву можем гордиться. Авторская графика дополнена макетами, архивными видеоматериалами, фотографиями, документами, а также произведениями декоративно-прикладного искусства из музеев Москвы, Санкт-Петербурга и частных собраний, большое количество их представлено посетителям впервые. Задачи кураторов проекта — рассказать о планах реализованных и утопических, которые и сегодня — источник вдохновения для архитекторов всего мира, а также привлечь внимание к проблеме сохранения памятников советского авангарда.
Справочно
Выставка «АВАНГАРДСТРОЙ. Архитектурный ритм Революции» приурочена к 100-летнему юбилею Октябрьской революции 1917 года. Она продлится до 1 апреля 2018 года.
Номер публикации: №1 от 12.01.2018