Под стук колес

Под стук колес

Часть центрального вокзала Хельсинки превратят в гостиницу

Финское архитектурное бюро Futudesign стало победителем конкурса на лучший проект реконструкции части центрального железнодорожного вокзала Хельсинки, с приспособлением ее под гостиницу. В последнее время для нужд вокзала не использовалось административное восточное крыло, и девелопер проекта Exilion Management совместно с гостиничным оператором Scandic Hotels стали искать идеи, как вдохнуть новую жизнь в историческое здание, являющееся одним из символов финской столицы.

Проект-победитель от Futudesign получил название «Гермес». Архитекторы акцентируют внимание на выдающихся интерьерах здания, изначально как раз и предназначавшихся для создания гостиничных номеров. Помимо этого, две части здания будут соединены новыми объемами, что прибавит 4 тыс. кв. м площадей.

Первые этажи, обращенные к железнодорожным платформам, будут использоваться в коммерческих целях. Там разместится разнообразный стрит-ритейл и городское общественное пространство. Внутри появится закрытый двор, куда получат доступ только постояльцы отеля.

Арочные окна первого этажа будут перекликаться с оригинальными конструкциями главного здания. В конкурсном предложении архитекторов говорится, что, несмотря на то, что дизайн новой части опирается на формальный язык существующего здания станции, это не мимикрия, а новое прочтение. Фасад нового здания, обращенный во двор, выгнут, что дает больше площадей для гостиницы. Новый объем хорошо вписывается и в городское окружение — верхний этаж немного утоплен, что визуально выравнивает новое здание с окружающими. Этой же цели призвана достичь и сдержанная отделка фасадов. Все эти решения позволяют добиться гармоничного симбиоза старого и нового.

Первый проект вокзала был разработан финскими архитекторами Элиэлем Саариненом и Германом Гизелиусом в 1904 году. Впоследствии Сааринен переработал его. Строительство вокзала закончилось к 1914 году. В связи с началом Первой мировой войны здание сначала использовалось как госпиталь, и только с 1919 года оно начало функционировать как вокзал. Постройку отличали передовые для того времени технологии — впервые в Финляндии были применены железобетонные перекрытия для сводов главного вестибюля и поперечных холлов вокзала.

Центральный вокзал не зря считается визитной карточкой города. Это грандиозное здание, построенное в стиле финского романтизма из розового гранита, увенчанное тяжелой башней с часами и двумя громадными гранитными фигурами у входа. Фигуры, держащие в руках шары-светильники, выполнены по проекту скульптора Эмиля Викстрёма. Их часто называют «Каменные люди», считая их отсылкой к героям финского эпоса «Калевала». В декабре, в самое темное время года, светильники у них в руках горят по 18 часов в сутки.

По проекту Сааринена, в здании вокзала был устроен пятидесятиметровый зал ожидания, дизайн для которого разработал сам архитектор. Холл предназначался для «высочайших особ» — императора России и других членов императорской семьи. Однако, насколько известно, члены царской фамилии там так и не побывали. Сегодня холл предоставлен в распоряжение президента Финляндии, официальных делегаций и гостей страны.


Справочно

Элиэль Сааринен — финский архитектор и дизайнер, основоположник стиля модерн («национальная романтика») в финской архитектуре. Учился в университете (живопись) и в Политехническом институте (архитектура) в Гельсингфорсе (Хельсинки). В 1923 году эмигрировал с семьей в США. Большую часть времени прожил там на территории возглавляемой им Академии искусств Кранбрук в Блумфилд-Хиллс, штат Мичиган.