Следование правилам и принципам представленного дизайн-кода в конечном итоге обеспечит качество, а также многообразие архитектурно-художественных и объемно-пространственных решений фасадов зданий, ландшафтно-планировочной организации и оформления территорий объектов образования, включая инженерную инфраструктуру. Структурные схемы рекомендаций содержат описание основных алгоритмов проектирования, перечень ключевых позиций, необходимых для того, чтобы в итоге получился качественный и интересный объект.
«Речь не только о конкретных архитектурных приемах, но и о выборе материалов, цветовой палитры, форматов освещения и так далее, — подчеркивает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — В каждом разделе даны подробное описание и иллюстрации. Это опыт, накопленный специалистами Москомархитектуры за долгие годы работы, основанный на проработке типовых ошибок в проектах.
Рекомендации помогут упростить процесс согласования и выдачи архитектурно-градостроительных решений (АГР)». Рекомендации затрагивают практически весь объем здания: цоколь, входные группы, стены, окна, крышу и прочее. Также прописаны способы и формат размещения информационных элементов (названий, вывесок), варианты архитектурно-художественного освещения фасадов. Отдельный раздел посвящен используемым строительным материалам.
Большое внимание уделено и школьным дворам. Территория при школьном здании должна иметь яркий и запоминающий образ и особый психоэмоциональный фон, который создает у детей позитивный настрой, мотивирует их к общению со сверстниками, занятиям спортом, дает мощный стимул к получению знаний и саморазвитию. Кроме того, пространство должно трансформироваться под новые потребности и являться безопасным для проведения досуга и отдыха детей и молодежи прилегающих жилых кварталов.
Объемно-пространственная организация предполагает насыщенную среду: светотехнический дизайн и навигация, малые архитектурные формы, декоративные покрытия, геопластика (искусственный рельеф), водные устройства (дождевой прудик, ручей), зеленые насаждения, арт-объекты и др.
По мнению опрошенных «Стройгазетой» архитекторов и девелоперов, занимающихся проектированием и строительством школ и садиков, такие рекомендации вполне уместны и полезны: необходимость их разработки давно назрела не только в Москве, но и в общероссийском масштабе, так как действующие схемы, используемые при проектировании общеобразовательных объектов, во многом сохранились со времен СССР.
«В свое время они базировались на новаторских идеях, основанных на научном подходе, позволивших начать массовое строительство таких зданий, — вспоминает глава архитектурного бюро MAD Architects Мария Николаева. — Впрочем, во всем мире типология школьных объектов активно развивалась одновременно с общими архитектурными тенденциями, внедрялась в процессы глобализации, формируя новые модели. Как бы мы ни привыкли к форматам прошлых лет, необходимо учитывать современные тенденции в организации общественных пространств, методы и инструменты обучения, социальные тенденции, технологические новшества». В свою очередь, архитектор и основатель Архитектурной мастерской Кашириных Игорь Каширин добавляет, что рекомендации Москомархитектуры основаны на опыте профессиональных архитекторов и сознательных застройщиков, поэтому дизайн-код станет отличным подспорьем для проектирования объектов массового жилья, когда решениям по объектам образования или тем более по инженерной инфраструктуре не уделяют должного внимания. «Угрюмые бетонные тепловые пункты уже давно нуждаются в продуманном облике, равно как и решения по ограждениям и подпорным стенкам, — считает эксперт. — Только таким образом мы получим больше шансов на равнокачественную городскую среду, продуманную в разных масштабах».
При этом, как отмечает директор управления по архитектуре компании Asterus Константин Авксентьев, в нынешнем виде документ не является нормативно-правовым актом, следовательно, на законодательном уровне новые требования не закреплены, а значит, застройщики не обязаны следовать ему полностью. Сейчас это фактически «советы», чтобы быстрее проходить архитектурно-градостроительные решения, и рационально-экономический механизм, стимулирующий девелоперов принять установленные стандарты. «В большинстве своем профессиональное сообщество точно будет соблюдать предложенные правила, — уверен он. — Логичнее выполнить все предъявляемые требования и быстро получить АГР, чем настаивать на каком-нибудь нетиповом решении, не получить согласование и в итоге не построить объект. Поэтому эффект, на который рассчитывает Москомархитектура, будет достигнут — облик объектов образования станет более единообразным и точно будет соответствовать видению органа исполнительной власти».
«Рекомендации задают хороший уровень качественной архитектуры и понятный ориентир для будущих проектов. Ведь качественная архитектура — это не всегда эпатажное здание с броскими фасадами. В образовательном контексте оно не должно производить wow-эффект, так как в первую очередь это средовая история. Да, она может не вызывать шквал эмоций, но быть при этом полезной, оптимизированной и хорошо выполнять свое функциональное предназначение», — резюмирует Мария Николаева.
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:
«Архитектурный стиль, колористика, качество отделочных материалов, строительства и монтажа, соответствие современной архитектуре — все это формирует архитектурно-художественный облик зданий. Для придания индивидуальности и эмоциональной выразительности фасадам школьных и дошкольных зданий применяются различные пластические и композиционные приемы, основанные на канонических методах композиции в архитектуре и дизайне»
Константин Авксентьев, директор управления по архитектуре компании Asterus:
«Принятые методические рекомендации станут стимулом к отсечению некоторых решений. Например, в дизайн-коде объектов образования дан негативный пример использования фасадной системы с видимыми креплениями. То есть прямо дается рекомендация, как не надо делать. В связи с этим часть проектных решений по тому же фасаду будет просто отсечена. Да, их использование не запрещено, но и не рекомендуется, поэтому большинство их отринет. Думаю, что в общем зачете к заметному удорожанию объектов образования это не приведет. Девелоперам не критично заменить решение, выбивающееся из дизайн-кода, более подходящим. Конечно, есть уникальные объекты образования, которые необходимо строить с особыми требованиями со стороны архитектора. К ним будет применяться особый подход»
Номер публикации: №20 03.06.2022