Во многих секторах экономики государство является одним из основных заказчиков, если не сказать — единственным. Стройотрасль — не исключение. В ней в первую очередь это касается возведения инфраструктурных объектов. Для многих стройкомпаний государство — ключевой контрагент. Рейтинговое агентство строительного комплекса (РАСК) провело анализ победителей тендеров на госзаказ. Кто они — исполнители отраслевых госконтрактов — «Стройгазете» рассказал генеральный директор РАСК Николай АЛЕКСЕЕНКО.
«СГ»: Николай Николаевич, как в строительной сфере заключаются госконтракты?
Николай Алексеенко: С применением двух законов: 44-ФЗ для непосредственно государственных, региональных и муниципальных закупок и 223-ФЗ для закупок компаний с госучастием. Причем в рамках последнего стал активно проявляться вектор на закрытие информации о победителях закупок. Если говорить именно о 223-ФЗ, еще в 2017 году такие данные отсутствовали в 11% контрактов, то уже в 2020 году закрытыми оказались 99,9% контрактов. В целом, стало невозможным проведение анализа существенной части всего госзаказа в строительстве: по итогам прошлого года неизвестными остались данные по поставщикам в 37% всех госконтрактов в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ общим объемом 2,4 трлн рублей.
«СГ»: Сколько же в целом в стране нашлось желающих получить «бюджетный подряд»?
Н.А.: Как раз из-за вышесказанного точные цифры можно очертить только по подрядчикам в 44-ФЗ. За 2020 год нами было выявлено 29 018 уникальных поставщиков. Из них 21 819 являются юридическими лицами, 7 189 индивидуальными предпринимателями (ИП). Отдельно стоит отметить, что число ИП за последние три года увеличилось с 5,8 тыс. до 7,2 тыс. Зато количество юридических лиц за те же три года планомерно снижается: было 25,5 тыс. компаний, а в прошлом году был зафиксирован минимум на уровне 21,8 тыс. Если говорить о масштабах бизнеса поставщиков, то подавляющее большинство относятся к микро- и малому бизнесу — 15 300 (70%) и 3 275 (15%) компаний соответственно. Касательно каждой десятой компании не указана информация о размере бизнеса и выручке. На средний и крупный бизнес традиционно приходится небольшая доля — всего лишь по 2-3%.
«СГ»: Это количественные показатели, а что с «качественными» — суммами госконтрактов?
Н.А.: Смотрите, на сотню крупнейших поставщиков по объемам заключенных в 2020 году контрактов пришлось лишь 2,4% всех контрактов, зато по объемам это колоссальные 1,3 из 5,6 трлн рублей, или 42% от общего объема госконтрактов по 44-ФЗ. Годом ранее на ТОП-100 поставщиков забрали 3% всех контрактов того же совокупного объема 1,3 трлн рублей, тогда они сформировали 40% от общего объема 2019 года. Таким образом, объем контрактов, который приходится на большую сотню поставщиков, за последние два года существенно не изменился.
Столь разное соотношение доли числа заключенных контрактов и доли их объема естественно объясняется концентрацией крупных контрактов (более миллиарда рублей) у ТОП-100 поставщиков. Например, на первом месте находится компания с объемом госконтрактов на 117 млрд рублей, из которых два — на сумму порядка 114 млрд рублей по строительству автомобильной дороги в Южном федеральном округе. На втором месте поставщик, заключивший всего один контракт на возведение терминала сжиженного природного газа, но сразу на сумму 96 млрд рублей. На третьем месте — подрядчик, взявшийся за выполнение 49 контрактов на 84 млрд рублей по строительству автодорог и других объектов транспортной инфраструктуры. Средний же объем заключенного госконтракта у поставщика, входящего в ТОП-100, составляет порядка 3,2 млрд рублей.
«СГ»: А многие ли из этих игроков тем или иным образом связаны с государством?
Н.А.: «Связь с государством» прослеживается в 526 компаниях, или 2,4% от общего числа всех поставщиков. К таким компаниям нами были отнесены госкорпорации, их дочерние структуры, а также компании, которые непосредственно относятся ко всем формам госсобственности. Данные поставщики стали победителями в 4 791 закупке на 273 млрд рублей, что составляет 9% от общего объема госконтрактов за 2020 год. Средний объем заключенного контракта, приходящийся на «госпоставщика», составляет 56 млн рублей.
«СГ»: Чтобы резюмировать, как в целом оцениваете тенденции на рынке госзаказа?
Н.А.: Давайте зафиксируем: уменьшается число участников, укрупняются лоты, происходит сужение конкурентной среды, снижается открытость информации о контрактах. Все это свидетельствует о концентрации объемов и компетенций у крупнейших игроков, о постепенном вытеснении малого и среднего бизнеса, особенно узкоспециализированного. В чем причины, кроме сложившейся системы госзакупок? Наша отрасль критически недофинансирована, недокредитована. Контрактная система и устаревшее ценообразование не позволяют компаниям оперативно обновлять технику и применяемые технологии, повышать свои компетенции и производительность.
Но сейчас мы видим, что благодаря активной работе нового состава правительства, участию вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, есть серьезная уверенность в улучшении ситуации. Уже четко сформулированы цели и задачи стройотрасли, разрабатываются нужные законы, регулярно проводятся мероприятия по разработке стратегии развития отрасли, в кабмине даже создан новый профильный департамент. Стоит отдельно отметить, что властями активно ведется работа с экспертным сообществом, благодаря чему многие инициативы, в том числе наши, находят свое отражение в конкретных документах и проектах. Перезагрузка всего строительного блока, надеемся, приведет к серьезным улучшениям, которые ощутят на себе все участники этого рынка.