В сине-серых тонах

В сине-серых тонах

В сине-серых тонах

В Московской области внедряют раздельный сбор мусора

С 1 января 2019 года Московская область планирует полностью перейти на раздельный сбор твердых коммунальных отходов. Подготовка к внедрению новой для региона системы идет полным ходом, и контейнеры для раздельного сбора ТКО уже установлены в ряде населенных пунктов региона. В авангарде этого процесса идут 13 городов области, среди которых наибольшую активность показывают три: Мытищи, Ивантеевка и Дубна. Число площадок постоянно увеличивается, и в сентябре разноцветные контейнеры для раздельного сбора мусора практически одновременно появятся в Волоколамске, Наро-Фоминске, Рузе, Зарайске и в Серебряных Прудах.

Ранее жители Подмосковья проголосовали за цветовое оформление контейнеров. По его итогам решено, что в контейнеры синего цвета будет идти сбор бумаги, стекла, пластика и металла. Тогда как серый цвет предназначен для остальных отходов, включая органику. Раздельный сбор потребует и раздельного вывоза отходов. За мусором в подмосковные дворы будет заезжать не один мусоровоз, а минимум два. Генеральный директор ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин полагает, что в России решили пойти не по европейскому пути, когда устанавливаются пять разных бачков для мусора, а по американскому, когда отходы собираются в два-три контейнера — для условных влажных и других отходов.

Алексей Макрушин признает, что такая система будет стоить дороже. «Расходы на организацию поездок двух мусоровозов, а не одного, себя пока не окупают», — говорит эксперт. Поэтому раздельный сбор ТКО, по крайней мере, на первых порах, будет иметь не коммерческий, а природоохранный эффект. Определенную тревогу у экспертов вызывает и то обстоятельство, что в области пока не хватает мусоросортировочных мощностей. В дополнение к имеющимся станциям в регионе планируется построить 11 новых комплексов, но это пока только планы.

В свою очередь, руководитель подмосковного регионального оператора по обращению с ТКО «МСК-НТ» Елена Поволоцкая считает, что отрасль по переработке отходов может стать доходной и привлекательной для бизнеса. Однако для этого необходимо предусмотреть виды финансовой поддержки от государства для регоператоров. В настоящее же время раздельный сбор мусора не приносит доход предприятиям отрасли. Расчет затрат идет, в том числе, в зависимости от массы перевозки. За один рейс машина, которая собирает смешанный мусор, вывозит в среднем 10-12 тонн отходов. Если же заполнять ее исключительно картоном, то она перевезет за рейс всего 4,5 тонны. Если же машина загружена полиэтиленовой тарой (ПЭТ), то масса груза и вовсе снижается до 2,5-3 тонн. И такое удельное снижение массы перевозимого груза при сохранении расценок по его объемам влечет существенные транспортные издержки. Сюда же следует добавить затраты на досортировку и другие расходы, что также усугубляет ситуацию для перевозчиков.

Выходом может стать формирование компаний, которые будут заниматься не только транспортировкой отходов, но и другими стадиями обращения с ТКО. По мнению Елены Поволоцкой, целевая поддержка формирования компаний полного цикла — от мусорного бачка до производства по выпуску готовой продукции из отходов — поможет увеличить долю раздельного сбора и сделать его прибыльным. Как считает эксперт, ситуация только тогда станет «здоровой» с экономической точки зрения, когда мусоровывозящие компании сами займутся производством товаров из вторичных материалов.

«Отрасль по переработке отходов может стать одной из движущих сил в импортозамещении, просто на нее пока никто пристально не смотрел с этого ракурса, — добавляет Поволоцкая. — Сейчас за границей закупается большое количество товаров, которые производятся из вторсырья. Номенклатура такого ввоза огромна: например, полиэтилен, натяжные потолки, зеркала и т. д. Поэтому обязательно нужно обратить внимание на то, что лежит под ногами и что мы не используем».


Справочно

Пилотный проект по раздельному сбору мусора в настоящее время работает в 13 муниципалитетах Московской области. Подмосковье будут обслуживать 7 компаний, по числу выделенных зон для региональных операторов. Они также займутся заменой контейнеров и приобретением мусоровозов для раздельного сбора ТКО.

Теги: