Однако одним из наиболее эффективных механизмов инвестирования частных капиталов в ЖКХ является формат государственно-частного партнерства (ГЧП). И практика подтверждает, что именно объекты коммунальной инфраструктуры — самые востребованные для создания и эксплуатации на принципах такого сотрудничества, так как на них приходится почти 80% всего российского рынка ГЧП. При этом спрос на инфраструктурные инвестиции в сфере ЖКХ не перестает расти, несмотря на самые разнообразные проблемы, мешающие инвесторам. Как их преодолеть, на днях обсудили эксперты в рамках мероприятия, состоявшееся на платформе инфраструктурных проектов «Росинфра» при поддержке института развития «ВЭБ.РФ». В своих выступлениях спикеры зафиксировали, что партнерство государства и бизнеса имеет широкие перспективы и может значительно ускорить развитие коммунальной инфраструктуры российских городов.
Как отметил модератор дискуссии, старший управляющий директор Национального центра ГЧП Максим Ткаченко, в настоящее время, несмотря на имеющиеся трудности с закупкой импортного оборудования и удорожание стройматериалов, коммунальные ГЧП-проекты остаются привлекательными для потенциальных инвесторов. Это во многом обусловлено мерами поддержки, запущеными руководством страны в максимально короткие сроки. Благодаря этому в отрасль пришли серьезные инвесторы, и в 2021 году емкость среднего ГЧП-проекта составила 3,2 млрд рублей. Это значительный масштаб, и одновременно он демонстрирует, что фокус организации ГЧП-проектов смещен в сторону крупного бизнеса, а участие средних компаний недостаточно.
При этом государство и бизнес слишком часто недопонимают друг друга. Как считает генеральный директор ГК «Росводоканал» Антон Михальков, если говорить в целом о ЖКХ, то, конечно, отрасль нуждается в современных образовательных программах, несущих в себе колоссальный эффект для развития городских пространств. Если бизнесмены и чиновники будут обладать единой профессиональной базой знаний, работа пойдет в разы быстрее. А пока что в регионах, где потенциально могут быть заключены концессии, далеко не всегда хватает уровня осведомленности и погруженности в специфику городского водного хозяйства ни у местных властей, ни у бизнеса. Поэтому для того чтобы процесс шел быстро и продукт можно было внедрять в короткие сроки, партнерам в лице государства и бизнеса важно разговаривать на одном языке. «Необходимо продолжать работу по повышению у государственных менеджеров уровня знаний о концессиях. Отрасль нуждается в усилении образовательного процесса, «Росводоканал» готов быть носителем бизнес-идеологии», — сказал Антон Михальков.
Со своей стороны, заместитель директора департамента развития ЖКХ Минстроя России Гайк Багдасарян обратил внимание собравшихся на риск потенциальных банкротств в концессиях, которые могут быть спровоцированы уходом с рынка ключевых игроков и удорожанием строительных материалов. Один из путей недопущения такого сценария состоит в развитии «пластичности» концессий. Это возможно путем оперативного изменения и корректирования обстоятельств, становящихся катализаторами на пути достижения необходимых соглашений. Как рассказал чиновник, в настоящее время министерство ведет с Федеральной антимонопольной службой России дискуссию о возможном изменении показателей надежности энергетической эффективности, которые оказывают прямое влияние на экономику ГЧП-проектов. И, конечно, есть широко известные сложности на пути партнерства государства и бизнеса в малых и средних городах. «Финансирующим организациям недостаточен «чек» для прихода крупных банковских организаций, поэтому нужно работать над субсидированием поддержки таких городов», — подчеркнул Гайк Багдасарян.
По словам исполнительного директора бизнес-блока «ВЭБ.РФ» Станислава Лазарева, проведенные экспертами корпорации исследования подтвердили, что наиболее удобным для бизнеса форматом остаются концессии и работа с ведущими операторами. Это позволяет объединить компетенции оператора и «ВЭБ.РФ» как института развития и сложить внебюджетное финансирование с мерами государственной поддержки. «Использование такого подхода создает универсальный продукт, включающий в себя апробированные решения, которые ускоряют «распаковку» продукта для каждого нового города», — заключил он.
2386 ГЧП-проектов на общую сумму около 680 млрд рублей, включая 622,8 млрд частных инвестиций, реализуется сегодня в сфере ЖКХ (данные Минстроя России)
Номер публикации: №28 29.07.2022