Понять друг друга: почему власть и бизнес должны разговаривать на одном языке

Понять друг друга: почему власть и бизнес должны разговаривать на одном языке

Понять друг друга: почему власть и бизнес должны разговаривать на одном языке Shutterstock/FOTODOM
Согласно исследованию Национального центра ГЧП, в модернизации и реконструкции в России нуждается более 40% коммунальных сетей, и на обновление требуется не менее 4,5 трлн рублей. Значительную часть этих средств в предстоящие годы предстоит выделить из бюджетов всех уровней. Но возможности государства не беспредельны, поэтому решение данных задач требует активного подключения бизнеса. Спектр такого участия довольно широк.

Однако одним из наиболее эффективных механизмов инвестирования частных капиталов в ЖКХ является формат государственно-частного партнерства (ГЧП). И практика подтверждает, что именно объекты коммунальной инфраструктуры — самые востребованные для создания и эксплуатации на принципах такого сотрудничества, так как на них приходится почти 80% всего российского рынка ГЧП. При этом спрос на инфраструктурные инвестиции в сфере ЖКХ не перестает расти, несмотря на самые разнообразные проблемы, мешающие инвесторам. Как их преодолеть, на днях обсудили эксперты в рамках мероприятия, состоявшееся на платформе инфраструктурных проектов «Росинфра» при поддержке института развития «ВЭБ.РФ». В своих выступлениях спикеры зафиксировали, что партнерство государства и бизнеса имеет широкие перспективы и может значительно ускорить развитие коммунальной инфраструктуры российских городов.

Как отметил модератор дискуссии, старший управляющий директор Национального центра ГЧП Максим Ткаченко, в настоящее время, несмотря на имеющиеся трудности с закупкой импортного оборудования и удорожание стройматериалов, коммунальные ГЧП-проекты остаются привлекательными для потенциальных инвесторов. Это во многом обусловлено мерами поддержки, запущеными руководством страны в максимально короткие сроки. Благодаря этому в отрасль пришли серьезные инвесторы, и в 2021 году емкость среднего ГЧП-проекта составила 3,2 млрд рублей. Это значительный масштаб, и одновременно он демонстрирует, что фокус организации ГЧП-проектов смещен в сторону крупного бизнеса, а участие средних компаний недостаточно.

При этом государство и бизнес слишком часто недопонимают друг друга. Как считает генеральный директор ГК «Росводоканал» Антон Михальков, если говорить в целом о ЖКХ, то, конечно, отрасль нуждается в современных образовательных программах, несущих в себе колоссальный эффект для развития городских пространств. Если бизнесмены и чиновники будут обладать единой профессиональной базой знаний, работа пойдет в разы быстрее. А пока что в регионах, где потенциально могут быть заключены концессии, далеко не всегда хватает уровня осведомленности и погруженности в специфику городского водного хозяйства ни у местных властей, ни у бизнеса. Поэтому для того чтобы процесс шел быстро и продукт можно было внедрять в короткие сроки, партнерам в лице государства и бизнеса важно разговаривать на одном языке. «Необходимо продолжать работу по повышению у государственных менеджеров уровня знаний о концессиях. Отрасль нуждается в усилении образовательного процесса, «Росводоканал» готов быть носителем бизнес-идеологии», — сказал Антон Михальков.

Со своей стороны, заместитель директора департамента развития ЖКХ Минстроя России Гайк Багдасарян обратил внимание собравшихся на риск потенциальных банкротств в концессиях, которые могут быть спровоцированы уходом с рынка ключевых игроков и удорожанием строительных материалов. Один из путей недопущения такого сценария состоит в развитии «пластичности» концессий. Это возможно путем оперативного изменения и корректирования обстоятельств, становящихся катализаторами на пути достижения необходимых соглашений. Как рассказал чиновник, в настоящее время министерство ведет с Федеральной антимонопольной службой России дискуссию о возможном изменении показателей надежности энергетической эффективности, которые оказывают прямое влияние на экономику ГЧП-проектов. И, конечно, есть широко известные сложности на пути партнерства государства и бизнеса в малых и средних городах. «Финансирующим организациям недостаточен «чек» для прихода крупных банковских организаций, поэтому нужно работать над субсидированием поддержки таких городов», — подчеркнул Гайк Багдасарян.

По словам исполнительного директора бизнес-блока «ВЭБ.РФ» Станислава Лазарева, проведенные экспертами корпорации исследования подтвердили, что наиболее удобным для бизнеса форматом остаются концессии и работа с ведущими операторами. Это позволяет объединить компетенции оператора и «ВЭБ.РФ» как института развития и сложить внебюджетное финансирование с мерами государственной поддержки. «Использование такого подхода создает универсальный продукт, включающий в себя апробированные решения, которые ускоряют «распаковку» продукта для каждого нового города», — заключил он.

2386 ГЧП-проектов на общую сумму около 680 млрд рублей, включая 622,8 млрд частных инвестиций, реализуется сегодня в сфере ЖКХ (данные Минстроя России)



Теги: