Сцена сложной судьбы

Фото: Виктор Кручинин

Творческие люди стараются вдохнуть жизнь в здание ГИТИСа

В новом здании ГИТИСа на ул. Академика Пилюгина открылась масштабная и практичная инсталляция, созданная учениками детской художественной студии «ДЭЗ №5». «Путешествие в мир дополненной нереальности» - представление навигаций по удивительным историям и достопримечательностям нового здания ГИТИС.

410 IMG_4684.jpg

Новое здание ГИТИСа уже не очень новое – своих первых зрителей-посетителей оно приняло в 2013 году, а достроено было и вовсе в 2009. Инвестором стройки выступила компания «СУ-155». Несколько лет между первой и второй датой здание оборудовалось, а параллельно решались имущественные вопросы по передаче ГИТИСа из московской собственности в федеральную, а также вечный вопрос «не отберут ли старое здание в центре». С тех пор прошло еще четыре года, и сцена все же заработала, но пока не в полную силу.

410 Gitis14.jpg

Сейчас в этом здании существуют всевозможные платные студии, но уже очень скоро сюда готовы будут переехать некоторые мастерские старого ГИТИСа, и тогда эта постройка наполнится настоящей театральной жизнью. А пока что творческие люди всеми силами стараются, как сказал ректор института Григорий Заславский: «вдохнуть в это здание жизнь, которой ему так не хватает». Инсталляция «Путешествие в мир дополненной нереальности» и есть один из «вдохов».

410 IMG_4612.jpg

Речь идет не об очередной выставке ДЭЗ №5, но о фундаментальной художественно-дизайнерской работе по анимации (почти джентрификации) большого общественного пространства продуманными усилиями 46 очень молодых авторов. В холлах и закоулках, около гардероба и в кафе, на полу, стенах и в воздухе, – повсюду появились иногда художественные, иногда утилитарно-указующие, иногда призывающие к действию инсталляции и объекты.

410 IMG_4727.jpg

Все проекты и произведения прошли экспертную оценку – в феврале план создания и размещения объектов был утвержден специальным советом во главе с ректором ГИТИС. И теперь, путешествуя по карте проекта, а значит – по этажам нового здания ГИТИС, можно встретиться и с визуализацией философских размышлений, и со странными персонажами, и с новыми видами живой материи, и неожиданными сюжетными построениями, и с емкой абстракцией, и с новыми формами активной коммуникации и навигации.

410 IMG_4716.jpg

Но вернемся к самому зданию. Для застройки институту было выделено четыре гектара земли, здесь должны были находится всевозможные домики, кампусы для студентов, даже пруд, а на крыше главного корпуса по задумке располагался зеленый сад. Но на деле оказалось, что четыре гектара выделенной земли превратились в площадь меньше одного гектара, на которой нет ни пруда, ни кампуса, и на которой еле умещается само здание. Общая же площадь строения составляет 16 500 кв. м.

410 Gitis15.jpg

Его архитектурой, проектировкой и интерьерами занималась архитектурная мастерская Андрея Асадова. За этот проект авторы получили премию «Зодчий» в 2005 году. Здание выполнено в тенденциях постмодернизма 80-х годов ХХ века - в России подобные сооружения можно пересчитать по пальцам.

410 IMG_4917.jpg

Здание имеет выносные конструкции, изобилует цветастыми колоннами, переходами, странными ордерами. Задумка интересна тем, что оно имеет два принципиально разных фасада, один фасад - это глухая стена, прорезанная входным порталом и смотрящая на проезжую часть, второй же фасад полностью остеклен, насыщен цветом и красуется перед дворами своими колоннами.

410 IMG_4875.jpg

Внутренняя планировка нового ГИТИСа тоже достаточно неординарна, вот как описывает ее само архитектурное бюро Асадова Асадова: «Попадая в центральный атриум, прорезающий насквозь вытянутую «дольку» театра, мы оказываемся между двух объемов – «деревянной шкатулки» зрительного зала и «черного ящика» зала репетиционного, которые соединены рыжими «молниями» пешеходных мостов». Черный ящик символизирует непредсказуемый творческий процесс, а «деревянная шкатулка» его непосредственный результат. В отличии от яркого внешнего облика здания и фойе, внутреннее убранство «шкатулок» не пестрит яркими цветами, а, наоборот, выдержано в черных (зрительный зал) и золотистых (репетиционный зал) цветах.

410 Gitis10.jpg

В общем и целом здание удобно для размещения ГИТИСа, в нем есть и спортивный центр, трансформирующийся в театральный, и классический зал с очень хорошим светом, и машинерией (комплекс театральных механизмов, обеспечивающих смену декораций на сцене, вращение сцены и т. п.).

410 IMG_4663.jpg

Классы для занятий будущих актеров многоугольные и имеют хитроумные формы, в таких классах могут размещаться мастерские ГИТИСа и при этом быть достаточно изолированными друг от друга. Еще важно сказать, что сцена нового здания ГИТИСа, благодаря своим современным конструкциям, гораздо удобней старой традиционной и намоленной поколениями актеров сцены, находящейся в центре Москвы в Гнездниковском переулке.

410 IMG_4622.jpg

Таким образом, здание готово и ждет своего часа. Основная задача нынешнего ректора института - вдохнуть в него жизнь и сделать его настоящим и всеми любимым ГИТИСом. Создатели возлагают на него надежды и желают, чтобы оно стало новым культурным центром притяжения, а территория вокруг - вторым Арбатом. 

410 tGcWZdvgyZ8.jpg

Теги: