Инновации: территория роста

Инновации: территория роста

Интереблок
Как, по мнению Олега Богомолова, побороть боязнь новаторского роста

Инновационность — отличие наиболее успешных мировых экономик. По прогнозам аналитиков, через 15-20 лет половина мирового ВВП будет создана за счет разработки новых технологий. О современной ситуации с российскими инновациями «Стройгазета» поговорила с доктором технических наук, генеральным директором группы компаний «ИНТЕРБЛОК» Олегом Богомоловым — руководителем одного из крупнейших в стране промышленных холдингов, известных своей научно-исследовательской, опытно-конструкторской и производственной деятельностью, направленной на создание инновационных продуктов для различных отраслей экономики.

«СГ»: Олег Владимирович, наиболее полную картину инновационного статуса стран мира дает Global Innovation Index. Какое здесь положение России?

Олег Богомолов: В 2020 году Россия заняла 47-е место в рейтинге, ряд последних лет — у страны стабильные позиции в диапазоне 43-49-е. Нашими преимуществами традиционно являются факторы, характеризующие развитие человеческого капитала. Например, страна выступает лидером по занятости женщин с высшим образованием, входит в топ-20 стран по качеству системы высшего образования, численности выпускников научных и инженерных специальностей, представленности ведущих вузов в рейтингах глобальной конкурентоспособности. Инновационный цикл, по существу, состоит из четырех элементов — науки, генерирующей открытия и изобретения; общества, усваивающего и сохраняющего новые знания; бизнеса, коммерциализирующего научные достижения; капитала, аккумулирующего созданное богатство и предоставляющего ресурсы для очередного витка развития.

По различным оценкам, в развитых странах от 75 до 85% роста промышленного производства обеспечивается за счет использования инноваций. В России, к сожалению, в течение многих лет научные разработки должным образом не коммерциализировались, слабо развивался рынок услуг на основе собственных изобретений.

«СГ»: С чем связана проблема низкого спроса нашей экономики на инновационную продукцию?

О.Б.: Во-первых, существующая экономическая модель предприятия такова, что выгоднее нанять несколько работников, чем внедрить инновацию. Во-вторых, боязнь риска, что, в свою очередь, связано с недоверием к отечественным инновационным технологиям и уровнем инженерных знаний. В-третьих, многие компании не мотивированы внедрять отечественные инновации из-за сложившихся корпоративных и личных связей с многолетними поставщиками устаревших технологий.

Курс власти на сохранение и приумножение количества рабочих мест на предприятиях, имеющих устаревшее оборудование, также снижает мотивацию промышленников к инновации и модернизации. Уровень безработицы в стране далек от критического, поэтому лозунг «Увеличить число рабочих мест любой ценой» не актуален. Стратегическая задача — создать условия для развертывания новых высокотехнологичных производств и рабочих мест, «оживить» депрессивные регионы и агломерации. Новая индустриализация требует новых знаний и подходов. Региональным властям следует задумываться о создании эффективных систем повышения квалификации и управления человеческими ресурсами.

«СГ»: Что, на ваш взгляд, надо предпринять для активизации инновационной деятельности?

О.Б.: Стимулировать закупки инновационных технологий оборудования за счет снижения налоговой нагрузки, в частности освобождения предприятий от налога на имущество и др. Разработать экономические показатели производства, обеспечивающие материальную заинтересованность предприятий в инновационном развитии. Сформировать доверительное отношение и экономическую убежденность в эффективности инновационных технологий. С помощью торговых представительств Минпромторга РФ обеспечить выход российских предприятий на зарубежные рынки с высоким уровнем конкуренции.