Метро шагает по стране: строительство подземок в регионах возобновлено за федеральный счет

Метро шагает по стране: строительство подземок в регионах возобновлено за федеральный счет

Метро шагает по стране: строительство подземок в регионах возобновлено за федеральный счет Михаил Колобаев/ пресс-служба Стройкомплекса Москвы
Запуск в 2010 году в Москве беспрецедентной по своим масштабам программы расширения метро потребовал не только колоссальных средств, но и целого ряда сложнейших инженерных решений по организации строительства в условиях мегаполиса с плотно насыщенным подземным пространством и непростыми грунтами.

В свете стоящих перед столичными властями задач ключевым участником программы развития метро стала группа компаний (ГК) «Моспроект-3», объединившая старейшие проектные институты «Моспроект-3», «Моспромпроект» и МНИИТЭП. Благодаря решениям инженеров этого холдинга под руководством генерального директора Меркуловой Анны Дмитриевны в российской столице на сегодняшний день проложено свыше 80 км линий метрополитена и возведена 31 станция метро, в том числе станции глубокого заложения в неустойчивых грунтах, станции мелкого заложения в условиях мегаполиса, а также уникальная наземная трасса метро в едином каркасе с автомобильной магистралью.

В последнее время ГК «Моспроект-3» активно внедряет в работу технологии информационного моделирования, что позволило вписать новые станции и линии в стесненные городские условия и рационально разместить необходимые инженерные системы с сохранением их эффективности.

Сегодня благодаря механизму инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК) в стране реализуются еще пять проектов строительства метро и метротрамваев: в Красноярске, Нижнем Новгороде, Самаре, Санкт-Петербурге и Челябинске.

В строительстве большей части этих проектов принимают участие специалисты холдинга «Моспроект-3», чьи опыт и профессионализм позволяют решать самые непростые задачи в отмеченных регионах в кратчайшие сроки и с наименьшими издержками.

Стоит отметить, что в конце 2021 года ГК «Моспроект-3» стала первым подрядчиком, реализующим проект строительства метро в Нижнем Новгороде в рамках программы «Инфраструктурное меню», разработанной федеральным правительством и поддержанной президентом страны.

Сейчас в Нижнем Новгороде продолжаются работы по продлению Автозаводской и Сормовско-Мещерской веток метрополитена. Проект предусматривает создание трех новых станций, а общая протяженность строящихся тоннелей составит 5,8 км. Это будет классическое метро мелкого заложения — станции расположатся на глубине 10-11 метров. В проходке тоннелей планируется задействовать три проходческих комплекса, причем один из них, предназначенный для работы в неустойчивых и слабоустойчивых грунтах, столичный холдинг приобрел для реализации именно этого проекта. Как сообщили «Стройгазете» в пресс-службе ГК «Моспроект-3», уже получены положительные заключения экспертизы на большую часть этапов работ. Непосредственно на строительных площадках ведутся работы по устройству ограждающих конструкций стартовых котлованов станции «Сенная» и на улице Горького.

Другим проектом ГК «Моспроект-3» стала система метротрама в Челябинске. Это потребовало от специалистов холдинга адаптировать проектные решения к местным особым условиям, например, изменить длину платформы и механизмы токосъема. Выбор именно такого типа линии метро позволяет решить проблему транспортного обеспечения города в полном объеме. При этом по сравнению с классическим метро данный проект будет реализован быстрее и с меньшими затратами.

Еще один проект ГК «Моспроект-3» — строительство первой линии метрополитена в Красноярске — недавно также получил заключение госэкспертизы. На первом этапе работ на остановочном пункте «Улица Шахтеров» запроектировано строительство новых объездных дорог, переустройство почти 10 тыс. метров электрических кабелей, 7 тыс. метров линий связи, а также 300 метров водопровода и канализации.

В холдинге пояснили, что изначальным проектным решением Красноярского метро было предусмотрено строительство девяти подземных станций. «Наши специалисты предложили скорректировать проект и создать систему скоростного легкорельсового метротрамвая, исключив сооружение участков глубокого заложения», — уточнили в пресс-службе ГК «Моспроект-3», добавив, что первый этап линии красноярского метротрамвая протяженностью 10,8 км будет включать две наземные станции («Высотная» и «Шахтеров») и четыре подземные («Копылова», «Вокзальная», «Площадь Революции» и «Карла Маркса»).

Таким образом, очевидно, что проекты строительства метро в регионах не только находят поддержку правительства страны, но и успешно реализуются благодаря опыту и профессионализму ведущего российского центра инженерных компетенций, обеспечивающего высокотехнологичные решения в сфере транспортного строительства и комплексного развития территорий.