Дорога недальняя

photos.transweek.digital
Марат Хуснуллин: «Транспортную стратегию России-2030 примут к 20 декабря»

Транспортная стратегия России, рассчитанная на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, определит не только основные приоритетные направления строительства транспортной инфраструктуры в стране, но и задаст вектор будущего развития регионов. Перспективы транспортного развития страны обсудили представители власти, топ-менеджеры крупнейших компаний отрасли и эксперты-проектировщики в рамках прошедшего на этой неделе международного форума «Транспортная неделя-2021».

Работа над документом ведется на протяжении длительного времени, и наконец, до конца года, как сообщил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, Стратегия должна быть утверждена. Соответствующее поручение правительству 14 ноября дал глава государства. Срок исполнения — до 20 декабря.

Предполагается, что результатами выполнения Стратегии станут повышение пространственной связанности и территориальной доступности отдельных городов и регионов России, улучшение мобильности населения, увеличение объема и скорости транзита грузов, развитие мультимодальных логистических решений, а также цифровая и низкоуглеродная трансформация всей отрасли.

Учитывая планы развития, можно с уверенностью сказать, что в ближайшие годы темпы и объемы транспортного строительства в стране значительно возрастут. Фактически перед строителями стоит задача сформировать опорную сеть автомобильных дорог России, в которую войдут трассы федерального, регионального, межмуниципального и местного значения. Эти дороги должны обеспечить устойчивые транспортные связи между основными городскими агломерациями, аэропортами, морскими и речными портами и железнодорожными станциями.

Стратегия будет содержать и перечень наиболее значимых и крупнейших инфраструктурных объектов. В частности, уже в 2023 году планируется запустить основной ход трассы М-12 Москва — Казань, а дополнительные въезды на трассы и съезды с нее будут достроены в 2024 году. Параллельно разрабатываются проекты по продлению трассы от Казани до Екатеринбурга, готовится также перспективный проект еще одного участка дороги — от Екатеринбурга до Челябинска.

Не менее важной частью Стратегии является развитие инфраструктуры авиасообщения, а также морских и речных портов. Так, в настоящее время реконструируются и строятся более 20 аэропортов. Помимо этого, в ближайшие годы начнется реконструкция еще 56 аэропортов различного масштаба. А главной задачей развития железных дорог на ближайшие годы обозначены работы на Восточном полигоне — проекты развития БАМа и Транссиба.

Стоит отметить, что средств на реализацию Стратегии выделено достаточно, однако сама строительная отрасль оказалась не вполне готова к их ритмичному освоению. «Когда появились деньги, выяснилось, что готовность строительной отрасли не на самом высоком уровне. Объективности ради надо сказать, что пандемия очень серьезно усложнила ситуацию: не хватает рабочих, нарушены поставки, значительно выросли цены на материалы… Плюс после пандемии отмечается инфляция, причем не только в России, но и во всем мире», — пояснил Марат Хуснуллин.

По его мнению, выход из этой ситуации в согласовании между собой двух стратегий — транспортной и развития строительной отрасли. «Стратегия связана с другими программами, в том числе с жилищным строительством. При развитии территорий и возведении нового жилья нужно учесть, где люди будут жить, работать и как они будут передвигаться между этими точками», — подчеркнул Марат Хуснуллин.

Кроме того, участники форума отметили большие перспективы механизмов государственно-частного партнерства в строительстве инфраструктурных проектов и роль частных инвестиций. Так, возобновлены расчеты экономической модели частной трассы «Меридиан», проходящей через всю Россию. «Совместно с коллегами мы просчитываем финансовую модель трассы «Меридиан», определяем возможные этапы строительства, затраты на возведение сооружений и сроки окупаемости», — отметил вице-премьер.

Учитывая возросшую в последнее время роль новых технологий в различных сферах производства, можно с уверенностью считать, что важнейшей частью транспортной Стратегии является цифровизация всех процессов организации перевозок, как грузовых, так и пассажирских, а также активное внедрение прорывных технологических решений, в том числе беспилотного транспорта.

По мнению экспертов, Стратегия станет гибким документом, который можно будет корректировать и дорабатывать в зависимости от насущных требований жизни. «После принятия Стратегии работа по развитию документа только начинается, в частности мы приступим к разработке Генеральной схемы. Мы должны рассмотреть, когда будем внедрять те или иные направления», — подчеркнул министр транспорта РФ Виталий Савельев.

Владимир Путин, президент РФ:

пу.jpeg

«Мы предполагаем направить в транспортное развитие примерно 60,4 трлн рублей — это суммарные инвестиции до 2035 года в отрасль. Это значительные средства. Поэтому и рассчитываем получить совокупный эффект для экономики от этих инвестиций где-то в размере 160 трлн рублей»