Под присмотром

Архитектурный надзор необходим не столько автору проекта, сколько самому заказчику.

Любая, даже самая блестящая, идея может быть испорчена, если нет авторского надзора за ее исполнением. По моему глубокому убеждению, только автор проекта имеет полное представление о том, каким в реальности должен быть объект, созданный на бумаге. А следовательно, авторский надзор должна осуществлять организация, занимавшаяся разработкой проекта.

Любой архитектор, участвовавший в реализации собственного проекта, скажет вам, что непосредственно на строительной площадке возникает масса вопросов по выполнению поставленных задач. Особенно, если речь идет о сложных проектных решениях. Иногда строители допускают ошибки при проведении тех или иных работ, и необходимо в оперативном порядке принять решение по устранению недочетов. Все эти проблемы чаще всего способен решить только архитектор или инженер проекта. Строитель в данном случае является лишь исполнителем.

В своей практике мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда в проект необходимо внести изменения уже в процессе реализации. Ведь строительство — процесс длительный, а от различных экономических и политических событий, объективно меняющих те или иные условия, никто не застрахован. И порой так называемой оптимизации, а попросту говоря, замены на более дешевые аналоги, бывает просто не избежать. И здесь только автор изначальной идеи может определить, приемлема ли та или иная замена или нет.

Например, при работе с ТРЦ «Полежаевский» нам пришлось решать задачу оптимизации панелей. В итоге часть из них — более дорогая, часть — дешевле, от другого производителя. Но нам как автору проекта удалось сохранить внешний вид здания таким, каким он задумывался, — мы добились, чтобы «оптимизированные » панели имели ту высоту, какая и планировалась, — 6 метров. У них иные характеристики по преломлению света, они отличаются технологией монтажа, но это — разумный компромисс. Без авторского надзора при сокращении бюджета здание выглядело бы совершенно иначе.

По моему опыту могу сказать, что скорректировав идеологию проекта, можно найти материал в несколько раз дешевле, но лучше поддерживающий образ, чем материал, скажем, на 10-20% дешевле и, казалось бы, решающий основные задачи, но коверкающий изначальную идею. Замена не означает банальное изменение пунктов в спецификации. Замена требует переосмысления, поиска нового баланса и соотношений решений и элементов объекта, возврата к принципам, определявшим формирование изначальной идеи. Это не в состоянии сделать ни самая лучшая подрядная организация, ни приглашенная серьезная архитектурная контора, не являющаяся автором проекта.

Также весьма пагубно влияет на результат ситуация, когда заказчик поручает архитектору разработать концепцию, после чего проектную и рабочую стадии разрабатывает сторонняя, часто подрядная, организация, а автор проекта приглашается только на авторский надзор. Концепция — это идея, основная философия проекта. Но не меньше творческой энергии требуется и для разработки стадии «Проект», и рабочей документации. Архитектура — это искусство, воплощенное в реальном материале. От прорисовки и продуманности тех или иных узлов, от выбора незначительных, на первый взгляд, толщин и форм нащельников зачастую зависит конечный образ. Не меньше, чем от качества и красоты изначальной идеи.

В случае, когда заказчику по тем или иным причинам необходимо, чтобы стадию РД разрабатывал подрядчик, единственная приемлемая схема работы — делать это под пристальным надзором авторов проекта. Сегодня это называется «сопровождение разработки рабочей документации » с последующим авторским надзором. В таком случае надежда на хороший результат существует.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции