Архитекторы и управленцы

Архитекторы и управленцы

Фото: mskagency.ru

Современный город требует универсальных специалистов

В течение недели в Музее Москвы проходила выставка «Открытый город. Образование в сфере городского планирования и архитектуры». И экспозиция, и деловая программа выставки свидетельствовали о том, что архитектурное образование стремится сегодня быть междисциплинарным, включающим в себя и такие «не архитектурные» понятия, как «капитализация территории» и даже «дар предвидения». Именно проблемам междисциплинарности была посвящена сессия, в которой приняли участие представители Высшей школы экономики, Российской академии народного хозяйства, ФУМО УГСН «Архитектура».

По мнению ректора РАНХиГС Владимира Мау, будущее России принадлежит агломерациям. Сейчас, напомнил ученый, мы находимся на этапе фундаментальных изменений. Города переходят от индустриального периода развития к постиндустриальному, и главное сейчас — это понять, как повлияет постиндустриальная философия на городскую среду. Для этого необходимы новые знания в области управления городами. Именно этими вопросами в РАНХиГС занимается кафедра территориального развития им. Вячеслава Глазычева.

Проблема, с которой постоянно сталкивается архитектурное образование сегодня, — непрерывность и адаптивность к текущему моменту, считает председатель ФУМО УГСН «Архитектура» Георгий Есаулов. Поступивший сегодня на первый курс студент закончит магистратуру через семь лет. Это огромный срок, за который изменятся и технологии, и концепции. Поэтому, считает Есаулов, нужно предвидение, необходимо выработать такие подходы, которые сочетали бы в себе требования сегодняшнего дня и возможность их развития в будущем. По его словам, образовательные стандарты должны быть гибкими. «Сегодня понимание того, как будет развиваться то или иное явление, важнее, чем то, что происходит сейчас, — сказал глава ФУМО УГСН «Архитектура». — Получить ответы на эти вопросы можно, только предвидя будущее, и эту способность предвидения надо закладывать в образовательный фундамент».

По сути, современный архитектор должен быть «универсальным солдатом», разбирающимся во всех сферах, связанных с городом, добавляет декан Высшей школы урбанистики Алексей Новиков. И добиться этого можно, только если изменить суть архитектурного образования, сделать его непрерывным на протяжении всей карьеры специалиста. В этом деле нам должно помочь пост-вузовское образование. «Я считаю, необходимо, чтобы образование менялось, а главное — оно должно стать постоянным, а образовательные институции — центрами компетенций, которые готовы работать не только в режиме «принял студента — выпустил», но и работать с опытными людьми с целью повышения квалификации, — рассказал «Строительной газете» главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — Понятно, что сложно будет организовать сразу, но надо понимать, что непрерывность образования на протяжении всей карьеры, всей архитектурной деятельности — это важный момент. Кроме как на вузы, тут рассчитывать особо не на кого. Конечно, люди должны сами пытаться искать информацию, но не во всех случаях это может быть эффективно. В общем, неплохо бы помогать им и тут, и, безусловно, вузы могли бы эту функцию выполнять».

И конечно, нельзя забывать и о том, что с одной стороны гуманитарная сфера всегда была нашей сильной стороной на мировой арене, с другой — нам необходимо брать лучшие зарубежные технологии и быть в курсе последних тенденций в области строительства и архитектуры. И здесь тоже есть над чем работать. «Развитие профессии невозможно без международной интеграции, которая позволяет идти в ногу со временем, с технологиями. Это то, что нужно дорабатывать, потому что у нас учится совсем небольшой процент зарубежных студентов. Как показатель это не очень хорошо, — считает Сергей Кузнецов. — Должно быть больше людей, потому что влияние наших отечественных архитектурных ценностей на мировую архитектуру нельзя упускать, это важная составляющая культурного влияния России в мире».


Кроме того

В РАМКАХ ВЫСТАВКИ БЫЛИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ РЕЗУЛЬТАТЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — «Сравнительный анализ образовательных программ в сфере городского планирования и архитектуры (Москва)». Свои работы на выставке представили 10 архитектурных вузов со всей России. Кроме того, в формате Internship Speed Dating студенты старших курсов познакомились с именитыми архитекторами и девелоперами.