Работа без страховки

Работа без страховки

Работа без страховки

Страхование ответственности застройщиков заменят взносами в Фонд защиты дольщиков

Во вторник, 18 декабря, Госдума РФ приняла во втором, основном чтении пакет поправок в закон о долевом строительстве. Поправки предусматривают существенное усиление контроля за работающими на рынке компаниями, но и дают им некоторые преференции.

Первоначально поступивший в Думу документ совместными усилиями правительства РФ, Центробанка и участников рынка дополнен целым рядом норм. В частности, в пакет изменений вошла оперативно разработанная поправка, предусматривающая замену страхования ответственности застройщиков взносами девелоперов в Фонд защиты дольщиков. Как рассказали «Стройгазете» в пресс-службе Минстроя России, необходимость быстрого принятия этой поправки связана с тем, что 18 декабря ЦБ исключил из списка страховщиков, имеющих право работать на рынке жилищного строительства, крупнейшего игрока — СК «Респект». Эта компания работала в 55 городах России с 3300 стройорганизациями. Исключение компании из списка означало, что она больше не имеет права заключать новые договоры страхования ответственности застройщиков, а те, в свою очередь, не могли заключать договоры долевого участия (ДДУ). «Несмотря на отзыв лицензии у страховой организации, у застройщиков не должно возникнуть трудностей, — пояснили в Минстрое. — Вместо страхования ДДУ застройщики будут направлять взносы по новым заключенным договорам в Фонд защиты дольщиков.

Ставка при этом останется неизменной — 1,2% (от суммы ДДУ — «СГ»)». Еще один важный момент: с 1 июля 2019 года все без исключения компании, привлекающие средства дольщиков, будут обязаны перейти на механизм с эскроу-счетами и банковским финансированием. Напомним, ранее предполагалось, что девелоперы, которым разрешения на строительство выдали до 1 июля 2018 года, будут освобождены от перехода на новую схему работы. Как пояснил глава думского комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев, такая инициатива связана с тем, что на рынке появилось много так называемых «бумажных» проектов — только с разрешениями на строительство, которые позволяют формально соответствовать требованиям текущего законодательства. Теперь правительству предстоит утвердить критерии, которые освободят часть компаний от перевода средств граждан на спецсчета. К числу таких критериев законопроектом отнесены степень готовности объектов и количество заключенных по ним договоров долевого участия.

Для усиления контроля за девелоперами предусматривается замена плановых проверок стройкомпаний на внеплановые. Одновременно правом проверять финансово-хозяйственную деятельность застройщиков предлагается наделить государственный Фонд защиты дольщиков. Кроме того, ограничивается право застройщика на выбор банка для размещения депозита (сделать это можно только в уполномоченном банке). Девелоперам также придется раскрывать больше информации в проектных декларациях по объектам строительства и в Единой информационной системе жилищного строительства.

Впрочем, есть и некоторые послабления для застройщиков. В частности, смягчаются требования к опыту застройщиков. Речь идет о снижении показателя по объему уже построенного компанией жилья с 10 тыс. до 5 тыс. кв. м. Это сделано, чтобы мелкие региональные компании не потеряли право привлекать средства дольщиков.

Также застройщикам разрешается привлекать целевые займы от любых учредителей. Еще один момент: после ввода объекта в эксплуатацию, но до постановки на кадастровый учет, застройщик может заключать договоры долевого участия без уплаты взносов в Фонд защиты дольщиков и без использования счетов эскроу. Кроме того, предусмотрена отмена требований о банковском контроле над целевым расходованием средств застройщиков после ввода многоквартирного дома в эксплуатацию.

Одобренный парламентариями документ также предусматривает упрощение порядка финансирования Фондом защиты дольщиков завершения проблемных объектов, а также создание им специализированной дочерней компании, которая будет заниматься такими проектами. При этом фиксируется, что эта компания, так же, как и фонд, будет подконтрольна Счетной палате РФ.

Одновременно законопроект приравнивает требования граждан по передаче машиномест и нежилых помещений площадью до 7 кв. м к требованиям по передаче жилых помещений с приданием им статуса приоритетных для удовлетворения при банкротстве.

Во втором чтении приняты и три поправки, которые изначально были внесены правительством в Госдуму («СГ» подробно писала о них 7 декабря). Они касаются контроля за расходами в рамках проектов комплексного освоения территорий, ответственности собственников стройкомпаний, а также некоторых нюансов банкротства жилищно-строительных кооперативов.


Кроме того

До конца года профильный комитет Думы планирует внести на рассмотрение депутатов законопроект, который предполагает, что страховые премии, собранные всеми страховыми компаниями с застройщиков жилья за период, когда девелоперы в обязательном порядке должны были страховать свою гражданскую ответственность, должны быть переданы Фонду защиты дольщиков. Авторы поправок полагают, что таким образом компфонд получит финансовую возможность финансировать завершение недостроев. Планируется, что эти изменения утвердят до 1 марта 2019 года.


Справочно

Третье чтение законопроекта в Госдуме и обсуждение законопроекта в Совете Федерации запланированы 22 декабря. Затем, в случае утверждения, документ будет направлен на подпись президенту России.