«Все в наших руках»

«Все в наших руках»

Shutterstock
Почему Павел Качкаев выступает за расширение прав собственников жилья

Изменения в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) происходят каждый день. Они могут носить позитивный характер, могут и огорчать, но игнорировать перемены невозможно, так как даже точечные «коммунальные» поправки в законодательстве серьезно влияют на повседневную жизнь миллионов россиян. Ключевым центром подготовки и принятия многих таких инициатив является нижняя палата парламента, и в особенности Комитет Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ. О том, какие законопроекты будут приняты в ближайшее время, и о своем видении решения актуальных отраслевых проблем «Стройгазете» рассказал заместитель председателя профильного комитета Павел КАЧКАЕВ.

Screenshot_1.png

«СГ»: Павел Рюрикович, власти во время связанного с пандемией кризиса приняли ряд законов и реализовали целый спектр мер по поддержке ЖКХ и населения. Какие из них сработали, а какие оказались недостаточно эффективными?

Павел Качкаев: Очень важным решением, на мой взгляд, стало предоставление возможности отсрочить платеж по услугам ЖКХ. Граждане, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, смогли потратить свой ежемесячный доход прежде всего на предметы первой необходимости. Вторым по важности считаю решение о моратории на проведение проверок в отношении предприятий малого и среднего бизнеса. Таким предприятиям, в том числе предприятиям, предоставляющим услуги ЖКХ, тоже достаточно непросто было выжить в это сложное время. К примеру, управляющие компании (УК) должны были проводить мероприятия по обеззараживанию подъездов, детских площадок, то есть выделять дополнительные средства, и это при той ситуации, когда платежи граждан тоже сократились. Какие-либо контрольно-надзорные мероприятия крайне отрицательно сказались бы на их работе.

«СГ»: Какие новые законодательные инициативы, касающиеся ЖКХ, уже находятся в сфере внимания вашего комитета или запланированы к рассмотрению?

П.К.: В первом чтении принят правительственный законопроект, предусматривающий ответственность исполнителя коммунальной услуги перед владельцем индивидуального жилья за нарушение порядка расчета ее оплаты. Действующим законодательством предусматривается ответственность только перед собственниками многоквартирных домов (МКД), ввиду чего возможно ограничение прав и законных интересов «частников».

Рассматривается проект федерального закона (ФЗ) «О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса (ЖК) РФ». После его принятия станет невозможной продажа просроченной задолженности по уплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) коллекторским агентствам.

Законопроект «О внесении изменений в статью 36 ЖК РФ» позволит установить порядок передачи объектов благоустройства и озеленения, созданных за счет бюджетных средств на земельном участке многоквартирного дома, в том числе по федеральной программе (ФП) «Формирование комфортной городской среды», собственникам МКД в общее имущество.

Также находится на рассмотрении проект ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса (ГК) РФ» и в статью 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», согласно которому граждане, проживающие в жилых помещениях, находящихся в домах бывших ведомственных общежитий, переданных в частную собственность, за их содержание и за ЖКУ должны будут платить в таком же порядке, как и граждане, проживающие на условиях договора социального найма, что позволит исключить применение в отношении таких граждан необоснованно высоких тарифов по оплате жилого помещения.

«СГ»: Данные мониторинга обращений граждан в приемные НП «ЖКХ Контроль» демонстрируют, что проблема начисления платы за ЖКУ опять вышла на первое место и вызывает наибольшее беспокойство населения. Как сделать так, чтобы суммы в платежках выглядели в глазах населения более справедливыми, а порядок их начисления стал более прозрачным? И как в целом решать проблему задолженностей?

П.К.: Да, плата за отопление во многих регионах в этот зимний период действительно превышала плату за аналогичный период предыдущего отопительного сезона. Но на поверку зачастую оказывалось, что все начисления были сделаны правильно. Во многих регионах перешли на метод оплаты по фактическому потреблению, то есть оплата производится по показателям общедомовых приборов учета, а не высчитывается примерно усредненный платеж за год и выставляется ежемесячно, а впоследствии корректируется, при необходимости, в конце года в виде «13-й платежки». В прошлом году зима была относительно теплая, а в этом пришлось топить больше, что в итоге сказалось на оплате. Более того, инженерная инфраструктура во многих регионах очень сильно изношена, потери тепла в процессе доставки значительные, что также сказалось на величине оплаты.

В настоящее время на рассмотрении Госдумы и профильных ведомств находится законопроект об объединенном платежном документе, где аккумулируются все виды платежей (на усмотрение поставщика ресурса, конечно). При этом система выставления такого документа предполагает раскрытие информации о выставлении платежа, что сделает порядок начисления более прозрачным.

Про задолженности скажу следующее. Как мне думается, необходимо сформулировать систему поощрений для добросовестных плательщиков. Например, предоставить им за своевременную оплату определенные преференции в оплате. И, возможно, тогда платить вовремя станет выгодно.

«СГ»: В течение последних лет было проведено реформирование правил деятельности управляющих компаний, внедрена система лицензирования. Однако деятельность УК по-прежнему нередко вызывает негатив у жителей, а менеджмент таких компаний, со своей стороны, зачастую жалуется на излишнее давление контролирующих органов. Планируется ли дальнейшее законодательное уточнение правил работы УК на рынке?

П.К.: Конечно, никогда нет предела совершенству. Тонких моментов во взаимоотношениях управляющих организаций и собственников МКД еще очень много. Негатив по отношению к УК возникает от незнания своих прав. Основным лейтмотивом любого вносимого сейчас в парламент законопроекта в сфере взаимоотношений между управляющими и собственниками МКД является тот момент, что все решения, принимающиеся общим собранием МКД, обязательны для выполнения УК. Практически любой вопрос можно вынести на рассмотрение общего собрания, поэтому все в наших руках, если мы этого захотим.

«СГ»: Успех многих программ и мероприятий в ЖКХ напрямую зависит от отклика и участия в них населения. Нужны ли сегодня дополнительные решения по усилению ответственности и расширению прав собственников жилья в вопросах управления МКД, проведения капремонтов и благоустройства придомовых территорий?

П.К.: Несомненно, такие решения нужны. В частности, сейчас согласование проходит законопроект о голосовании собственников путем конференций, что позволит оперативно принимать решения по управлению своим МКД. Суть законопроекта заключается в том, что те, кто не могут или не хотят уделять время принятию решений по управлению своим МКД, смогут отдать свои голоса уполномоченному лицу, которому доверяют, для принятия решения по тому или иному вопросу. Также согласование проходит законопроект о передаче в общедомовое имущество объектов благоустройства дворовой территории для дальнейшего их содержания в надлежащем виде.

«СГ»: Сейчас на уровне правительства обсуждается идея о выделении части средств из объема госрезервов на поддержку проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Как вы относитесь к такому предложению?

П.К.: Да, стоит признать, что коммунальные сети уже изжили свой век, и их замена — дело государственной важности. Предложение актуальное, при этом надо рассмотреть возможность применения новых материалов, технологий для оптимального соотношения затрат и качества таких работ по замене коммунальной инфраструктуры.

«СГ»: К большинству законодательных инициатив, касающихся федеральных программ в ЖКХ и в области жилищной политики, привлекаются региональные власти. Их работа в этом направлении не вызывает беспокойства у законодателей?

П.К.: В принципе, сейчас многое при рассмотрении законопроектов в сфере жилищных прав и ЖКХ отдается на волю субъектов РФ, и не доверять местному руководству оснований нет. Другое дело, что возможности у регионов весьма различаются в плане предоставления дополнительных мер поддержки населения. Так, в частности, расселение граждан из аварийного жилья по закону о комплексном развитии территорий в разных регионах России, скорее всего, будет происходить по-разному: где-то будет учитываться норма предоставления жилья и нуждаемость, а где-то будет предоставляться жилье метр в метр.

Теги: