Инициатива Минстроя уже поддержана в профильных органах законодательной власти и профессиональным сообществом. По словам первого заместителя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимира Кошелева, существенным недостатком нынешней системы оплаты ЖКХ является то, что значительную долю средств плательщиков аккумулируют у себя на счетах управляющие компании, и то, как они ими распоряжаются, во многом зависит от добросовестности и профессионализма их руководства. «Сейчас деньги попадают на счета управляющей компании (УК), в общий котел, и становятся собственностью организации. А жильцы дома их использование могут контролировать лишь раз в год, когда утверждаются отчет о расходах и план будущих трат», — пояснил законодатель.
Такая ситуация открывает большой простор для махинаций. Ведь даже если часть средств не выведена УК на сторону, все равно нет уверенности, что все суммы израсходованы по назначению, то есть на нужды конкретного дома и только на оплату тех работ и услуг, которые в нем производились и предоставлялись его жителям.
Как подтвердил «Стройгазете» эксперт тематической площадки «Жилье и городская среда» Общероссийского народного фронта Павел Склянчук, сегодня действительно нередки ситуации, когда УК собирают средства с жильцов, но тормозят их последующий перевод ресурсникам или расплачиваются с ними не в полном объеме. Такая схема не работает в случае, если граждане напрямую оплачивают ЖКУ, переводя средства за потребленные воду, электричество и другие ресурсы непосредственно на счета РСО. Однако прямые платежи берут на себя только часть денежного потока от населения, этот порядок оплаты ЖКУ не получил такого широкого распространения, на которое рассчитывали сторонники его повсеместного внедрения несколько лет назад. Как напомнил Павел Склянчук, прямые договоры с РСО были введены в 2018 году, но на эту схему перешли в основном добросовестные организации. Поэтому проблема зависания средств так никуда и не делась, и по-прежнему существенная доля оплаты за ресурсы поступает на счета УК.
Правда, добросовестным управляющим организациям такой порядок тоже не на пользу: когда им приходят средства, предназначенные для ресурсников, они потом вынуждены заниматься их перечислением, что требует затрат. Поэтому, по идее, УК должны быть полностью отсечены от тех финансовых потоков, которые им не предназначены.
Внедрение системы отдельных счетов решит эту проблему. Однако планируемые изменения вызывают много вопросов. Не вполне понятна роль в предстоящей реформе Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Изначально на нее возлагались большие надежды и предполагалась, что через нее пойдет существенная часть всех платежей и в том числе средства граждан. Однако население практически не оплачивает коммунальные услуги через ГИС, поскольку привыкло пользоваться альтернативными способами.
Аналогичные вопросы возникают и относительно дальнейшей роли в системе оплаты ЖКУ многофункциональных центров (МФЦ). Сегодня они зачастую берут на себя значительную долю работы по выставлению населению счетов на оплату, а затем распределяют собранные средства по УК и РСО. Как эта часть деятельности МФЦ будет сочетаться с наличием спецсчетов, пока не ясно. Не решит внедрение системы спецсчетов и проблему злостных неплательщиков. Но, возможно, самым главным в этой истории остается то, насколько эффективно будет организован контроль за расходованием средств со спецсчетов. Без этого их встраивание в худо-бедно работающую сегодня систему оплаты ЖКХ вряд ли имеет смысл.
Кстати:
Позиция Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ) такова: «Для ресурсоснабжающих организаций не имеет значения, как и где именно будут собираться и аккумулироваться платежи за коммунальные услуги. Главное, чтобы в итоге они вовремя до них дошли»
Номер публикации: №30 18.08.2023