Проблемы роста

Общероссийский народный фронт обратил внимание на недоработки при реализации проектов благоустройства

Формирование комфортной городской среды, благоустройство общественных пространств и дворовых территорий является важной составной частью национального проекта «Жилье и городская среда». Уже несколько лет в стране проводится всероссийский конкурс проектов благоустройства малых городов и исторических поселений. По итогам уже состоявшихся конкурсов в работе находятся 160 проектов, а всего за шесть лет будет отобрано 480 проектов. 

«Важен как профессиональный подход при подготовке проектов, так и соблюдение темпов работ, и высокое качество их реализации, — отметил вице-премьер правительства РФ Виталий Мутко, выступая недавно в Нижнем Новгороде на форуме «Развитие малых городов и исторических поселений», — поэтому особое значение имеет активное включение общественного контроля в эти процессы». Общероссийский народный фронт активно включился в эту работу. В июле-августе 2019 года активисты Центра мониторинга благоустройства городской среды ОНФ провели проверочные мероприятия на объектах конкурсных проектов в муниципальных образованиях — победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды 2018 года. В результате был выявлен ряд «проблем роста», которые необходимо будет учесть при дальнейшей работе. Итоги мониторинга были направлены в Министерство строительства и ЖКХ РФ.

Среди системных ошибок, выявленных ОНФ, следует отметить отсутствие сведений об осуществлении закупки работ по разработке проектно-сметной документации по благоустройству территорий. По данным мониторинга, в 24 муниципальных образованиях в 10 субъектах федерации такие закупки не проводились. 26 проектов из 10 субъектов не проходили в установленном порядке государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий. Проведение работ, не соответствующих первоначальному дизайн-проекту, зафиксировано в 28 проектах из 19 регионов. Не все было в порядке и с частными инвестициями. Привлечение средств инвесторов планировалось в 36 муниципальных образованиях из 25 субъектов Российской Федерации, однако в 11 муниципальных образованиях из 10 субъектов соглашения фактически подписаны не были.

Анализ опыта реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» в 2017-2018 годах позволил ОНФ обозначить ряд вероятных рисков при реализации проектов-победителей конкурса 2018 года. Так, затягивание закупок работ по разработке проектно-сметной документации приводит к смещению сроков начала строительно-монтажных работ на осенне-зимний период. Так произошло, в частности, в Мурманской и Магаданской областях, где уже в октябре наблюдаются отрицательные температуры. Отмечены также факты низкого качества разрабатываемых проектов по благоустройству, недостаточной компетентности чиновников в вопросах формирования комфортной городской среды и неучета мнения граждан при выборе объектов благоустройства.

Ранее регионам было рекомендовано создать центры компетенций формирования городской среды, наделив их полномочиями оказывать методическую помощь муниципалитетам в разработке современных эскизов, дизайн-проектов и самих проектов, осуществлять обучение и консультирование. Однако, как показывает мониторинг, во многих регионах создание центров не дало положительного результата. В многих муниципалитетах центры состоят исключительно из работников администраций и депутатов, обсуждения дизайн-проектов с населением проводятся формально, а сами дизайн-проекты далеки от совершенства. Отчасти это является следствием того, что ни на уровне населения, ни на уровне чиновников нет понимания того, что такое комфортная городская среда, какой она должна быть, что означает общественное пространство, каким может быть участие общественности в решении вопросов благоустройства и т. д. 

Справочно:

Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды организован по поручению президента РФ Владимира Путина и впервые был проведен в 2018 году. Мероприятие вызвало большой интерес и поддержку регионов и муниципальных образований, но особенно жителей. В связи с этим было принято решение проводить конкурс ежегодно уже в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда». Призовой фонд конкурса — 5 млрд рублей в год. В конкурсе могут участвовать малые города с численностью до 100 тыс. человек, а также исторические поселения федерального и регионального значения.