Дыма без огня не бывает: пожар как системная техническая проблема при эксплуатации объектов

Дыма без огня не бывает: пожар как системная техническая проблема при эксплуатации объектов

Дыма без огня не бывает: пожар как системная техническая проблема при эксплуатации объектов Shutterstock/FOTODOM

Борис МЕЗЕНЦЕВ, операционный директор MD Facility Management:

Борис Мезенцев.jpg

За последний год крупные пожары стали существенной частью новостной повестки. Самыми резонансными были пожар на складе Ozon на Новорижском шоссе и в DIY-гипермаркете OBI в Химках. В обоих случаях не обошлось без жертв, хотя и немногочисленных. Было и еще несколько крупных пожаров в торговых центрах и складских комплексах в разных частях страны. С чем это связано и что можно сделать, чтобы пожары случались как можно реже?

Отвечая на первый вопрос, конечно, хочется приписать возникающие форс-мажоры влиянию «внешних сил» — курению в неположенном месте, неосторожному обращению с огнем, намеренному поджогу и т. д. Эти факторы нельзя сбрасывать со счетов, но чаще всего такое объяснение причин, приведших к возникновению пожаров, «разбивается о технический быт» — нарушения правил пожарной безопасности, несоблюдение строительных норм и других «скучных» документов, написанных специалистами «кровью и огнем». Напомню, что существуют «Правила противопожарного режима» (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в РФ»), и если просто соблюдать требования этого регламента, вероятность возникновения пожаров без «внешних причин» минимальна. Однако пожары, к сожалению, нередки.

Будущие проблемы с пожарной безопасностью часто начинаются еще на этапе монтажа инженерных систем: при отклонениях от проектного решения или ошибках при монтаже пожар может возникнуть безо всяких внешних причин, в том числе и тогда, когда в процессе эксплуатации выполняются все необходимые плановые техосмотры. Эти недостатки необходимо определять еще на стадии предэксплуатации. Самый очевидный способ — технический аудит при приемке объекта в эксплуатацию. Но поскольку эта работа не является обязательной с точки зрения законодательства, проводят ее далеко не все. К тому же провести подобную процедуру могут лишь высококвалифицированные специалисты и при наличии специального оборудования. Так что, с одной стороны, такую работу могут осуществлять по большей части крупные сервисные операторы, у которых есть соответствующий штат и оснащение, с другой, за этот аудит готовы платить не все собственники, тем более, что по итогу аудита могут потребоваться дополнительные финансовые ресурсы для устранения выявленных ошибок.

Второй принципиальной проблемой является несоблюдение требуемого регламента по проведению технического обслуживания инженерных систем, напрямую влияющих на возникновение пожара. Это опять-таки связано с дополнительными затратами на привлечение квалифицированных специалистов из лицензированных компаний, а не из сомнительных фирм с заниженным ценником, приобретение материалов и новых узлов высокого качества.

Самое частое нарушение — невыполнение регламента по обслуживанию систем электроснабжения в части проведения замеров сопротивления изоляции, несвоевременный контроль температуры на контактах автоматических выключателей. Немало случаев возникновения пожаров и из-за нарушений при производстве работ на объекте, например, сварочных.

Конечно, даже при идеальном своевременном обслуживании всех систем дать стопроцентную гарантию, что пожара не случится ни при каких обстоятельствах, нельзя. Форс-мажоры, в том числе связанные с человеческим фактором, возможны. Поэтому важно сделать все, чтобы минимизировать материальный ущерб, но в первую очередь — сохранить жизнь людей. Для этого особое внимание нужно уделять исправности систем пожарообнаружения, пожаротушения и оповещения. Системы навигации помогут сориентироваться, куда идти, система дымоудаления не даст отравиться продуктами горения. Важно регулярно проверять готовность к экстренной ситуации путей эвакуации: они не должны быть захламлены, эвакуационные двери должны быть исправны. Все это — те самые «мелочи», которые требуют постоянного внимания представителей собственников здания, отвечающих за пожарную безопасность, а также сотрудников FM-компаний (Facility Management), управляющих всеми службами и сервисами, обеспечивающими непрерывную работу объекта недвижимости, а также комфорт его арендаторов и посетителей.

«Даже при идеальном своевременном обслуживании всех систем зданий дать стопроцентную гарантию, что пожара не случится ни при каких обстоятельствах, нельзя»