Наш «паровоз» вперед летит

Наш «паровоз» вперед летит

Завершился ремонт фасадов бывшего здания МПС — памятника конструктивизма

Пятиэтажное здание, расположенное по адресу: Новая Басманная, дом 2/1, строение 1, многие москвичи знают как «дом-паровоз». Сходство с локомотивом дому придает девятиэтажная башня, напоминающая паровозную трубу. Башня эта была построена в ходе масштабной реконструкции 1932-1938 годов, тогда здание и приобрело отчетливые конструктивистские черты.

У самого этого места долгая история. В XVIII веке здесь было построено деревянное здание Государева житного, или Запасного, двора, где хранились запасы зерна и продовольствия. После пожара в 17531759 годах по приказу императрицы Елизаветы Петровны Житный двор перестроили и на его месте возвели Запасный дворец. В конце XIX века дворец передали Институту благородных девиц, и здание снова перестроили: оно стало трехэтажным, а фасады были выдержаны в стиле классицизма. Наконец, после революции 1917 года здесь разместился Наркомат путей сообщения, впоследствии — Министерство путей сообщения (МПС). Сейчас в «доме-паровозе» располагается офис ОАО «Российские железные дороги» 

В 1932-1938 годах по проекту архитектора Ивана Фомина была проведена масштабная реконструкция здания. Нижние этажи фасадов, выходящих на Садовую-Черногрязскую и Новую Басманную улицы, украсили лаконичные полуколонны, расположенные между оконными проемами. «Здание было фактически перестроено, этажность была увеличена с трех до пяти (этажей), окна сделали шире, с фасадов убрали лепнину и декоративные украшения, оформив их в стиле конструктивизм», — рассказал глава Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов. Но при этом на дворовых фасадах сохранили элементы декора в стиле классицизм — наличники, карнизы, русты, пилястры и лепнину. Об истории напоминали также сводчатые перекрытия первого-третьего этажей главного корпуса, датируемые XVIII столетием, а в интерьерах главного корпуса, в помещениях второго и третьего этажей, по сей день можно увидеть кессоны, розетки и лопатки начала XX века.

Последний раз фасады здания на Новой Басманной реставрировали в 1988-1989 годах, с тех пор они изрядно обветшали. Дело в том, что наружные стены здания покрыты терразитовой штукатуркой — это смесь цемента, извести-пушонки, кварцевого песка и декоративных наполнителей со специальными красящими пигментами. Она позволяет создать неоднородный шероховатый рельеф на поверхности фасада, имитирующий натуральный камень. За без малого тридцать лет на покрытии появились трещины, следы от протечек, местами оно осыпалось. Состояние части балконов было аварийным: их бетонные и металлические основания пришли в негодность, перила проржавели. В аварийном состоянии находилась и скатная кровля башни: местами сгнили деревянные стропила. В ремонте также нуждались плоская крыша главного корпуса, водосточные трубы и отливы.

Реставрационные работы длились более полугода. За это время специалисты очистили фасады от слоя грязи и пыли, удалили поврежденные слои и восстановили утраченные фрагменты терразитовой штукатурки, отреставрировали лицевую кладку стен, удалили поздние красочные слои. После этого привели в порядок балконы — укрепили несущие металлические конструкции и бетонные плиты, установили на них новые ограждения. Затем фасады покрасили в серый цвет. Кроме того, реставраторы восстановили циферблаты часов на башне. Они выполнили технологическое отверстие в одной из панелей часов, которое не повлияло на исторический облик объекта культурного наследия, но при этом поможет в обслуживании циферблата.