Столица рекордов

Столица рекордов Shutterstock/FOTODOM
Андрей Бочкарев о показателях ввода недвижимости в 2021 году, перспективах транспортного развития и знаковых новостройках Москвы

Уходящий год из-за экономических трудностей, кадрового кризиса и пандемии коронавируса стал настоящим испытанием для строителей. При этом столичный стройкомплекс не просто удержал планку ввода недвижимости, но и поставил ряд новых профессиональных рекордов. О достижениях 2021 года, планах развития мегаполиса, реализации крупных проектов и о социальной направленности строительной отрасли в интервью «Стройгазете» рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей БОЧКАРЕВ.

«СГ»: Андрей Юрьевич, с какими итогами подошел столичный стройкомплекс к концу года?

Андрей Бочкарев: Несмотря на пандемию и ряд объективных экономических факторов, столичный стройкомплекс завершает год с рекордными показателями. В первую очередь я имею в виду ввод недвижимости, что, как известно, является одним из ключевых индикаторов успешности развития всей экономики Москвы. Уже к середине декабря более чем наполовину перевыполнен годовой план: сдано в эксплуатацию 13,7 млн квадратных метров зданий и сооружений различного назначения. Это превышает и итоговый показатель прошлого года, и показатели «допандемийных» лет, включая самые успешные годы. При этом итоговые цифры к концу декабря еще увеличатся, ведь в декабре ввод объектов в эксплуатацию традиционно осуществляется довольно активно.

Безусловно выдающимся достижением считаю то, что мы в этом году достигли максимального за последние 56 лет показателя ввода жилья: почти 6,7 млн «квадратов». Таким образом, побит рекорд 1965 года, когда в столице велось массовое жилищное строительство и сдали порядка 5,5 млн кв. м жилой площади. При этом сегодня приоритетное значение для нас имеет комплексное развитие территорий: рядом с жильем продолжают строиться объекты социальной инфраструктуры, а также коммерческая недвижимость для создания рабочих мест в шаговой доступности. Именно это делает проживание москвичей в пределах своего района максимально удобным и комфортным. Кстати, в этом году мы перевыполнили план ввода детских садов: уже сдано в эксплуатацию 28 при плане 23. А объемы ввода коммерческой недвижимости превысили годовой план в 3,6 раза — введено почти 2,1 млн кв. м при плане 575,3 тыс. Это объекты торгово-бытового, административно-делового, промышленно-производственного, жилищно-коммунального назначения, а также гостиницы и апарт-отели.

И, конечно, мы сделали фантастический рывок в метростроении: 7 декабря запустили одновременно 10 станций метро на участке Большого кольца длиной более 21 км. В истории московской подземки этот пуск — самый масштабный по протяженности участка! Всего же в этом году открыто 12 станций метро, все они — на Большой кольцевой линии (БКЛ).

«СГ»: Безусловно, рекорды метростроения впечатляют. А каковы на ближайшие годы планы по дальнейшему строительству БКЛ и других линий метро?

Андрей Бочкарев: Хочу заверить, что темпы строительства метро снижаться не будут. Так, в течение ближайших трех лет планируем спроектировать и построить 58,5 км линий, 25 станций и три электродепо. Сооружение новых станций запланировано на восьми ветках — как на существующих, так и на перспективных. В настоящее время работы развернуты на нескольких участках, на которых расположено 9 станций. Первый участок от «Каховской» до «Каширской» со станциями «Варшавская» и «Каширская» — это бывшая самая короткая линия метро Каховская, которую мы реконструируем и интегрируем в БКЛ. Строятся также соседний восточный участок от «Каширской» до «Нижегородской» с четырьмя станциями — «Кленовый бульвар», «Нагатинский затон», «Печатники» и «Текстильщики», и северо-восточный — от «Электрозаводской» до «Савеловской», с тремя станциями — «Сокольники», «Рижская» и «Марьина Роща». Кстати, мы намерены досрочно завершить строительство БКЛ, которая сегодня готова уже на 70%.

Продолжаем работы и на радиальных ветках. Планируем завершение и первой отапливаемой станции столичной подземки — «Новомосковской», которая станет конечной на юго-западном радиусе Сокольнической линии, и, соответственно, самого участка от «Коммунарки» до «Новомосковской». Кроме того, в рамках первого этапа строительства новой Троицкой линии намерены закончить сооружение ее участка от «ЗИЛа» до «Коммунарки».

Помимо этого, в эти же три года мы приведем метро в международный аэропорт Внуково — туда продлевается Солнцевский радиус. На участке от «Рассказовки» до «Внуково» будет сооружено две станции: промежуточная «Пыхтино» и непосредственно станция «Внуково», которая станет конечной и будет интегрирована в инфраструктуру самого аэропорта.

Наконец, метро придет также и к жителям северных районов города: туда мы продлеваем салатовую ветку от «Селигерской» до поселка Северный. На этом участке три станции: «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех». Также в наших планах приступить к работам по продлению на 2,6 км Арбатско-Покровской линии от «Щелковской» до густонаселенного района Гольяново, где метро в шаговой доступности получат более 73 тыс. жителей.

«СГ»: Неотъемлемой частью развития города является строительство дорог. Когда завершатся создание системы хордовых магистралей и реконструкция развязок на МКАД?

А.Б.: Завершить ключевой проект дорожно-транспортного строительства по созданию системы хордовых магистралей мы намерены в 2023 году. Хорды позволят автомобилистам пересекать столицу, не сворачивая на «кольца», улучшат связанность районов, снимут напряжение с основных трасс.

Напомню, Северо-Западная хорда «поехала» еще в конце 2019 года. Вышли на финишную прямую и работы по Северо-Восточной хорде, которая готова уже более чем на 80% — здесь построено 8 из 11 участков. Только в этом году мы ввели несколько объектов: развязку на пересечении хорды с 5-м проездом Подбельского, участок от Открытого до Ярославского шоссе с развязкой на пересечении с проспектом Мира, связку Северо-Восточной и Северо-Западной хорд на участке от Ярославского до Дмитровского шоссе, и на этом же участке 1,5-километровую эстакаду от станции МЦК «Ботанический сад» до Сельскохозяйственной улицы.

Параллельно со всем этим достраиваются участки Южной рокады, в активной стадии работы на Юго-Восточной хорде. Масштабные работы развернуты также и на МКАД, где мы за 11 лет обновили 18 развязок, а сейчас реконструируем еще четыре: на пересечении кольцевой дороги с Осташковским и Алтуфьевским шоссе, с улицей Липецкой и с улицами Верхние Поля и Капотня. Все работы намереваемся закончить в 2024 году. Планируется, что после ввода в эксплуатацию этих четырех развязок пропускная способность кольцевой магистрали в целом увеличится на четверть, что значительно облегчит жизнь автомобилистам.

«СГ»: Другой транспортный мегапроект — формирование системы Московских центральных диаметров (МЦД). Расскажите, как идут работы по этому проекту?

А.Б.: Это наш совместный проект с ОАО «РЖД», Минтрансом России и правительством Подмосковья, имеющий большое значение не только для столицы, но и для всей агломерации. Плюсы диаметральных маршрутов очевидны: во-первых, развивается хордовое сообщение между точками дислокации, минуя центр; во-вторых, улучшается не только транспортное сообщение, но и инфраструктура прилегающих территорий, которые становятся привлекательными для инвесторов, вкладывающих деньги в их развитие и в создание там рабочих мест. И наконец, в-третьих, что крайне важно для мегаполиса, снижается нагрузка на метрополитен и столичные трассы.

Shutterstock/FOTODOM

В ноябре исполнилось два года с момента запуска первых двух диаметров, соединивших через столицу подмосковные Одинцово с Лобней, а Нахабино с Подольском. За этот период маршрутами МЦД-1 и МЦД-2 воспользовались более трехсот миллионов пассажиров — это более чем вдвое превышает все население страны. А значит, маршруты востребованы. Надо заметить, что все это время мы не прекращали работу по строительству и реконструкции путей и новых остановочных пунктов как на уже действующих диаметрах, так и на перспективных. На МЦД-1 из 25 платформ реконструировали и привели к современным стандартам 9. В будущем году на этом диаметре откроем еще три платформы: новую Петровско-Разумовскую и обновленные Тимирязевскую и Окружную, которые интегрируем с метро; а в 2023-2024 годах планируется строительство станций Илимской и Дмитровской. На МЦД-2 сегодня 35 действующих станций; из них за последние два года построено пять новых и три реконструированы. А до 2024 года мы возведем еще две новые платформы: Печатники и Марьину Рощу, с которых можно будет пересесть на другие виды транспорта. Рассматриваем также возможность построить новую станцию Котляково.

На сегодняшний день в активной стадии у нас находятся работы на двух перспективных диаметрах: Ленинградско-Казанском МЦД-3 (Зеленоград—Раменское) и Киевско-Горьковском МЦД-4 (Апрелевка—Железнодорожный). На МЦД-3 уже готова новая платформа Ховрино; масштабная стройка развернута также на Комсомольской площади, где объединят линии Казанского и Ленинградского направлений; у Каланчевки сойдутся пути МЦД-2 и МЦД-4: фактически здесь появится новый столичный вокзал.

Самым протяженным диаметром будет МЦД-4 Апрелевка—Железнодорожный — 86 км. В прошлом году мы там завершили реконструкцию и построили четыре новые станции, а в этом году ввели еще четыре. До конца 2024 года на МЦД-4 откроем еще 13 новых современных платформ. Разрабатываются и проектные решения по МЦД-5. Хочу подчеркнуть, что после запуска всех диаметров железнодорожная сеть как пассажирский городской транспорт будет ежегодно перевозить свыше 700 млн человек.

«СГ»: Сегодня в Москве реализуется важнейшая программа, не только градостроительная, но и социальная — реновации жилого фонда. Расскажите о ее выполнении.

А.Б.: На сегодня программа набрала хорошие темпы. Только в этом году под заселение передано более 60 новостроек, еще несколько домов передадим до конца года. С января процесс переселения охватил 28,8 тыс. человек, из них более 21 тыс. уже стали обладателями новых квартир.

Кроме того, в этом году для волнового переселения подобрано 63 стартовые площадки, где можно будет возвести 1,1 млн кв. м жилья, что позволит начать переселение еще около 40 тыс. человек. Замечу, кстати, что половина площадок расположена на месте сносимых старых зданий. Всего же с момента начала программы мы подобрали 534 стартовые площадки, где можно возвести порядка 8,5 млн «квадратов» жилья.

Хочу подчеркнуть, что, несмотря на известные трудности, связанные с пандемией, эту важнейшую программу, затрагивающую интересы миллиона москвичей, мы не только не затормозили, но даже стараемся по возможности ускорить, ведь старые дома стремительно ветшают. А расселить нужно 5175 домов, причем гарантируя людям сохранение привычного для них района проживания. Так что мы находимся в гонке со временем. Сейчас в столице возводится 149 жилых корпусов общей площадью 2,5 млн «квадратов» и еще 151 дом на 2,9 млн кв. м проектируется.

«СГ»: В последние годы особое значение приобрели проекты медицинского строительства. Каковы предварительные итоги года и планы на ближайшую перспективу в этом направлении?

А.Б.: Программа модернизации инфраструктуры здравоохранения, реализуемая в Москве, является одной из самых масштабных в мире. И она сейчас только набирает обороты. Надо сказать, что спрос горожан на доступную медицинскую инфраструктуру был высоким и в «докоронавирусные» времена, а пандемия и ее последствия подстегнули его еще больше. Так, согласно результатам недавних исследований, строительство больниц и поликлиник в рейтинге запросов москвичей занимает первое место: необходимость появления в городе именно медицинских объектов в пешей доступности назвали почти 40% опрошенных. Поэтому мы делаем все для того, чтобы этот спрос удовлетворить.

В этом году нами были введены в строй 10 объектов лечебно-оздоровительного профиля. В их числе: новый детско-взрослый инфекционный корпус на 100 коек на территории больницы в Коммунарке, современная амбулатория в поселении Щаповское на 110 посещений в смену, а также здание Центра ВОЗ животных по пищевой безопасности, диагностике и борьбе с болезнями животных стран Восточной Европы, Центральной Азии и Закавказья. Кроме этого, в Коммунарке завершается строительство амбулаторного корпуса и роддома. Занимаемся также и модернизацией существующих, но устаревших и морально, и физически объектов здравоохранения.

Что касается перспектив, то в ближайшие годы будет введен ряд крупнейших и знаковых для города объектов, где сейчас развернуты масштабные работы. Это многопрофильный комплекс детской городской клинической больницы святого Владимира, лечебно-диагностический комплекс Московского клинического научно-практического центра имени А. С. Логинова, комплекс инфекционной клинической больницы №1 на Волоколамском шоссе, корпуса для оказания экстренной медицинской помощи, строящиеся на территории нескольких московских больниц, а также здания международного медицинского кластера в Сколкове.

«СГ»: Андрей Юрьевич, какие знаковые объекты, введенные в этом году, вы бы отметили особо?

А.Б.: Действительно, помимо новых станций метро, дорог, развязок в этом году московские строители порадовали горожан вводом целого ряда других знаковых объектов. В Москве впервые за 100 лет открыт новый железнодорожный вокзал — «Восточный», построенный на базе транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Черкизово».

Грандиозный проект реализован в центре Москвы на Болотной набережной, где открылось уникальное культурное пространство, возникшее в результате талантливо проведенной реконструкции и реставрации здания бывшей электростанции ГЭС-2, преобразованного в Дом культуры. Там будут проходить выставки современного искусства, кинопоказы, концерты и другие мероприятия. Еще одним украшением острова Балчуг стал введенный в эксплуатацию многофункциональный жилой комплекс The Residences at Mandarin Oriental на Софийской набережной. Помимо домов, на территории квартала разместятся отель, рестораны, магазины и другие сервисы. При этом проект благоустройства включает в себя пешеходный бульвар, который откроет для москвичей сквозной проход между Болотной площадью и Софийской набережной, а вдоль бульвара расположатся магазины, кафе и премиальные рестораны.

Визитной карточкой Москвы станет и введенный в эксплуатацию Китайский деловой центр «Парк Хуамин», где в дополнение к привлекательной архитектуре самого объекта рядом воссоздан в миниатюре ландшафт парка китайского Императорского дворца, который будет доступен для посещения всем желающим.

АГН "Москва"

Отдельно хотел бы отметить ввод в эксплуатацию подземного многофункционального комплекса на площади Павелецкого вокзала — самого крупного долгостроя Москвы. На пяти подземных этажах разместятся торговые галереи с магазинами, фуд-корты, кафе и рестораны, предприятия сферы услуг. Общая площадь комплекса составляет 73 тыс. «квадратов». Этажи с минус первого по минус третий объединили многосветными пространствами. Обустроили и подземный паркинг на 277 машиномест. А на крыше комплекса на одном уровне с землей благоустроили пешеходную площадь со сквером, фонтаном, детской игровой площадкой и пешеходными дорожками. Думается, это место станет популярной точкой притяжения москвичей и гостей столицы.

Хочу напомнить, что кроме всего перечисленного строители сдали в эксплуатацию в этом году такие знаковые объекты, как новую сцену легендарного столичного Театра зверей «Уголок дедушки Дурова», Детский музыкальный театр юного актера, детскую музыкальную школу имени Глинки, спорткомплекс в Митине с первым в Москве биатлонным тиром, а также Центр спорта и образования «Самбо-70» — первую специализированную школу спортивной гимнастики, построенную за последние 10 лет.

Андрей Бочкарев, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:

бочкарев.jpg

«В непростой для всех ситуации мы не только не затормозили программу реновации, затрагивающую интересы миллиона москвичей, но даже стараемся по возможности ее ускорить, ведь старые дома стремительно ветшают. А расселить нам нужно 5175 домов, причем гарантируя людям сохранение привычного для них района проживания. Так что мы находимся в гонке со временем»



Теги: