Узловой вопрос

Строительство ТПУ в Москве набирает темпы

В Москве прошли общественные слушания по проектам пяти транспортно-пересадочных узлов — «Люблино», «Парк Победы», «Тропарево», «Ховрино» и «Юго-Восточная». Все они получили одобрение местных жителей. 

Основой узла «Люблино» станет одноименная станция метро Люблинско-Дмитровской линии. Проект предполагает строительство двух подземных пешеходных переходов: на улице Совхозной в районе домов 41-43, где сейчас нередко случаются ДТП, и на улице Краснодарской. После строительства ТПУ и подземных переходов изменится схема работы светофоров, возрастет пропускная способность прилегающих улиц.

Рядом с ТПУ построят два жилых дома с парковками более чем на 300 машиномест. На первых этажах новых жилых зданий предполагается разместить детский сад и детский клуб. На прилегающей к домам территории появятся детские площадки. Во встроенно-пристроенных помещениях можно будет открыть почту, отделение банка и другие нужные жителям предприятия. А между улицами Совхозной и Белореченской, на заброшенной сегодня территории, появится сквер с газонами, дорожками и лавочками.

В составе ТПУ «Парк Победы» на базе одноименной станции метро Калининско-Солнцевской линии планируется построить комплекс апартаментов площадью более 40,9 тыс. кв. м, многофункциональный центр — 32,1 тыс. кв. м, офисный центр — 46 тыс. кв. м и офис банка — 64,5 тыс. кв. м.

Будет построена крытая пешеходная галерея, которая свяжет вестибюль метро и перроны посадки-высадки пассажиров наземного городского транспорта и через которую можно будет попасть в прогулочную зону парка Победы.

Ранее заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин пообещал, что существующий в районе строительства ТПУ яблоневый сад будет сохранен. «Яблоневому саду на Кутузовском проспекте уже более полувека, — сказал Хуснуллин. — Это такое же излюбленное место отдыха местных жителей и гостей района, как Поклонная гора и парк Победы. Поэтому мы сразу поставили проектировщикам условие, чтобы ни одного дерева не было вырублено при возведении ТПУ. В итоге им удалось не только сохранить яблоневый сад, но и предусмотреть высадку нового сквера на участке 7 тыс. кв. м».

В составе ТПУ «Тропарево» на базе станции Сокольнической линии метро планируется возвести апартотель по уникальной для Москвы технологии. Проект примечателен тем, что многоэтажное здание появится прямо над стоянкой автобусов. Разворотная площадка и диспетчерский пункт расположатся на уровне земли, а над ними будет возвышаться апарт-отель. Кроме того, здесь появится подземная парковка на 308 машиномест.

Проект предполагает также монтаж на отстойно-разворотной площадке автобусов инновационной системы вентиляции и удаления выхлопных газов.

Остановки автобусов и маршруток, расположенные на дублере Ленинского проспекта, перенесут ближе к выходам из метро. При этом зону остановок увеличат и сделают более удобной для пассажиров: установят скамейки и навесы, защищающие от непогоды.

Над выходами из метро на четной стороне Ленинского проспекта возведут два многофункциональных комплекса. Здесь расположатся залы ожидания, билетные кассы, диспетчерские, а также медицинский пункт, пункт охраны общественного порядка и помещения для обслуживания системы безопасности.

ТПУ «Ховрино» появится на базе строящейся станции метро Замоскворецкой линии и свяжет маршруты подземки, автобусов и пригородных электричек Октябрьской железной дороги. Власти Москвы достигли договоренности с АО «РЖД» о строительстве дополнительной платформы «Ховрино II» в непосредственной близости от станции метро.

В основном терминале ТПУ разместятся кассы и зал ожидания для пассажиров городских и междугородных, а также международных автобусов. «ТПУ «Ховрино» можно назвать «окном в Европу», поскольку здесь разместится конечная станция для автобусов, отъезжающих в Финляндию», — рассказал руководитель программы дирекции по развитию ТПУ ООО «Мосинжинвест» Андрей Бурлуцкий.

В прилегающем к узлу многофункциональном комплексе (МФК) разместятся торговые площади. Это позволит совершить необходимые покупки во время пересадки с одного вида транспорта на другой.

Кроме этого, проектом предусмотрено строительство надземного крытого пешеходного перехода через железную дорогу, который соединит районы Ховрино и Западное Дегунино. Это позволит жителям Дегунина быстро добираться до станции метро.

При ТПУ появится перехватывающие парковки на 500 машиномест.

Также в составе ТПУ будут построены жилой комплекс общей площадью более 40 тыс. кв. м, комплекс апартаментов площадью 65 тыс. кв. м с подземными паркингами более чем на тысячу машиномест и два детских сада на 100 мест.

ТПУ «Юго-Восточная» появится на базе будущей станции метро на пересечении улиц Ферганской и Ташкентской. Остановки наземного транспорта благоустроят, оснастят навесами, лавочками, установят качественное освещение. Для автомобилистов района предусмотрены подземный и плоскостной паркинги на 580 машиномест.

Проектом ТПУ предполагается обновление улично-дорожной сети в районе метро. «Улица Ферганская будет реконструирована, планируется создать дополнительную полосу движения от пешеходного перехода до паркинга у ТПУ, — рассказал руководитель дирекции по развитию ТПУ ООО «Мосинжинвест» Евгений Изотов. — Еще один новый участок появится на Ферганской за перекрестком с Ташкентской улицей. Кроме того, будет установлено четыре новых светофорных объекта и проведена реконструкция семи наземных пешеходных переходов».

За время подготовки проект претерпел много изменений, он активно обсуждался с местными жителями, общественными организациями, депутатами. Главное изменение — проект ТПУ «Юго-Восточная» не включает в себя жилую застройку и предусматривает целый ряд решений по благоустройству и озеленению прилегающей территории.

Так, предполагается привести в порядок и обновить сквер площадью 1,2 га. Парк останется местом отдыха жителей. На свое место, в сквер, вернется монумент «Москвичам — защитникам Отечества», более известный в районе как «Пушка» (памятник перенесен на время строительства метро). В рамках ТПУ будет благоустроен и другой сквер, расположенный между Ферганской улицей и Ташкентским переулком.


Справочно

Всего в Москве планируется построить 271 ТПУ. Из них 102 узла сформируют по простейшему принципу — в виде плоскостных перехватывающих парковок с продольными навесами над остановками. Еще 169 узлов будут представлять собой капитальные комплексы с парковками, залами ожидания, магазинами, ресторанами и т. д.