Стадия исковой готовности

Стадия исковой готовности

Строительство стадиона «Зенит-Арена» заканчивается, а судебные разбирательства вокруг него только начинаются 

Драма под названием «Строительство футбольного стадиона «Зенит-Арена» приближается к развязке. «Контрольной датой завершения работ является конец декабря, когда объект получит долгожданный акт о вводе в эксплуатацию», — заявил вице-премьер РФ Виталий Мутко, посетивший недавно стройку на Крестовском острове. По словам чиновника, сегодня проблем со строительством нет. Зато проблемы есть с бывшими генподрядчиками, а точнее — у бывших генподрядчиков.

Наверстывая отставания

По данным вице-губернатора Санкт-Петербурга Игоря Албина, возглавляющего Штаб по достройке стадиона, на сегодняшний день готовность объекта составляет 96%. Общее отставание строительных работ на «Зенит-Арене» сократилось до одной недели. Для сравнения: в августе этого года, в момент разрыва госконтрактов с предыдущим генподрядчиком — компанией «Инжтрансстрой-СПб», это отставание составляло более 300 дней.

Сделано за эти четыре месяца действительно немало. Так, например, на сегодняшний день полностью завершены работы на внешнем периметре стадиона — выполнено благоустройство территории, завершено строительство двухуровневых паркингов, закончены фасадные работы, завершается монтаж оборудования в зоне контроля доступа. В тестовом режиме работают лифты для людей с ограниченными возможностями и лифты для подъема зрителей на самую высокую отметку стадиона — 42 метра. На завершающей стадии монтаж системы холодоснабжения, состоящей из нескольких сотен оконечных устройств, кондиционеров различной мощности для охлаждения оборудования и помещений арены. Подключено теплоснабжение, в финальной стадии также находятся работы на раздвижной кровле. Ведутся проектные работы по стабилизации уровня колебаний выкатного поля...

При этом Игорь Албин не скрывает: добиться того, чтобы стадион был достроен в срок, удалось с большим трудом. По его словам, членам Штаба по достройке стадиона приходилось все это время работать «в режиме отряда специального назначения». В настоящее время фактическая численность рабочих на стройке превышает 4 тысячи человек! Кроме того, ежедневно на объекте присутствуют 426 линейных инженерно-технических специалистов. Албин признает, что стройка выявила не только потенциал строительной отрасли Петербурга, но и обнажила серьезные проблемы. Когда стадион, наконец, будет построен, Смольный даже планирует провести на спортивной арене конференцию, чтобы поделиться своим опытом строительства объектов и сделать выводы на будущее.

Исками иск поправ

Однако на этом история строительства стадиона, увы, не заканчивается. Смольный намерен наказать рублем компании, по чьей вине, как он считает, строительство стадиона оказалось под угрозой срыва. На днях Комитет по строительству Санкт-Петербурга подал четыре иска в региональный Арбитражный суд к бывшему генподрядчику строительства стадиона «Зенит-Арена», компании ООО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой-СПб» («Инжтрансстрой-СПб»). Общая сумма исковых требований составляет более 3,7 млрд рублей. Суть претензий Смольного к «Инжтрансстрою-СПб» — низкие темпы работ и освоения лимитов финансирования, отсутствие надлежащей реакции на требования заказчика, «неоправданная волокита» при принятии решений, а также «необъяснимый» дефицит по смете в размере 2,5 млрд рублей, который образовался в период до мая 2015 года.

Отметим, впрочем, что иск Смольного — ответный. «Инжтрансстрой-СПб» первым подал на городскую администрацию в суд за расторжение контракта. В комментариях, присланных компанией в редакцию «СГ», в частности, говорится, что стадион начали строить в 2007 году без утвержденного проекта и без полной сметы, которые впервые появились только в 2008 году. После 2010 года появились новые требования ФИФА, в результате заказчик существенно изменил проект: пришлось увеличивать вместимость стадиона, в полтора раза выросла общая площадь объекта (сегодня это более 280 000 кв. метров), появились два новых этажа, изменился проект раздвижной крыши и так далее. По мнению экс-генподрядчика, у стадиона не было полноценного проектного цикла. Его строили, проектировали и перестраивали одновременно, без фактической остановки строительства. Однако, несмотря на все эти сложности, к середине 2016 года готовность стадиона, по данным компании, составляла более 85%. В компании утверждают, что «Трансстрой» регулярно вкладывал в стройку собственные средства (порядка 400 млн рублей за период с конца 2015 года), но к весне 2016 года его внутренние ресурсы полностью исчерпались, а в это время заказчик под формальным предлогом фактически перестал принимать и оплачивать работу. «До сих пор не оплачены заказчиком работы на сумму в несколько миллиардов рублей», — рассказали в «ИнжтрансстроеСПб». Это и привело к тому, что с весны 2016 года на стройке ухудшилась финансовая ситуация, упали темпы производства работ. При этом в компании утверждают, что финансово-хозяйственная деятельность генподрядчика была полностью прозрачной, а все платежи осуществлялись только по согласованию с заказчиком.

Кто прав, кто виноват — теперь решит суд. Однако слушания по этим делам пройдут в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области уже лишь в начале следующего года. Остается надеяться, что на арене в это время уже будут играть в футбол.


Справочно:

Стадион «Зенит-Арена», где должны пройти матчи ЧМ-2018, был заложен в западной части Крестовского острова в Санкт-Петербурге в 2006 году. За 10 лет проект, который разработал японский архитектор Кисо Курокава, глобально корректировали трижды. В результате стоимость стадиона увеличилась с предполагаемых изначально 6,7 до 42 млрд рублей, что делает его одним из самых дорогих спортивных сооружений в мире. Сейчас достройку стадиона ведет ОАО «Метрострой».


Цитата в тему

9 ДЕКАБРЯ ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РФ, ПОДВЕДОМСТВЕННАЯ МИНСТРОЮ РОССИИ, ВЫДАЛА ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ИТОГАМ РАССМОТРЕНИЯ СКОРРЕКТИРОВАННОГО ПРОЕКТА СТРОИТЕЛЬСТВА СТАДИОНА НА КРЕСТОВСКОМ ОСТРОВЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. Основной целью дополнительных изменений проектной документации является обеспечение ее соответствия требованиям FIFA, UEFA и РФ, установленным для строительства спортивных объектов, на которых проводятся международные и национальные турниры. Положительное заключение ведомством было выдано, в том числе, и на основании заключений НИЦ «Строительство», который провел проверку надежности принятых принципиальных проектных решений и расчетного обоснования по основным конструктивным элементам. НИЦ «Строительство» и футбольный клуб «Зенит» заключат договор о продлении научно-технического сопровождения стадиона на Крестовском острове и после ввода объекта, что позволит обеспечить максимальную безопасность стадиона