Москва встала на рельсы: столица поделилась опытом создания интегрированных транспортных систем

Москва встала на рельсы: столица поделилась опытом создания интегрированных транспортных систем

Москва встала на рельсы: столица поделилась опытом создания интегрированных транспортных систем Михаил Колобаев/ пресс-служба Стройкомплекса Москвы
В рамках прошедшего Дня строительной отрасли на Международной выставке-форуме «Россия» столичный стройкомплекс представил программы реновации жилого фонда, преодоления административных барьеров, а также комплексного развития территорий. Однако наибольший интерес у участников форума вызвала московская программа транспортного развития, включающая в себя не только строительство метро, автомобильных и железных дорог, но и интеграцию всех этих видов транспорта в единую комфортную для пассажиров систему.

Утвержденная в начале 2010-х концепция предусматривает объединение всех видов транспорта в интегрированную систему с множеством маршрутов и удобных пересадок. Созданием новых магистралей и линий скоростного транспорта был задан хордовый тренд вместо исторического кольцевого. Немаловажно и то, что в основу градостроительной политики был заложен приоритет общественного транспорта перед личным. Благодаря этим изменениям загруженность дорог снизилась примерно на треть, а качество транспортного обслуживания повысилось.

Трассы

С 2011 года, когда была принята программа дорожного строительства, в столице ввели в эксплуатацию 1 360 км дорог и 429 различных транспортных сооружений: мостов, тоннелей и эстакад; модернизировали 20 развязок на МКАД, благодаря чему улучшилось движение и на самой кольцевой автодороге, и на вылетных магистралях, построили Московский скоростной диаметр, идущий от магистрали М-11 «Нева» на Санкт-Петербург до М-2 «Крым» с выходом на строящуюся высокоскоростную трассу М-12 «Восток» (Москва—Нижний Новгород—Казань).

Как пояснил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв, на сегодня в столице почти сформирован новый дорожный каркас с удобными и современными развязками, реконструированными вылетными магистралями, поперечными связками и районными проездами. «Но, несмотря на достигнутые успехи, темпы строительства на ближайшие годы сохраняются: в этом году планируется построить около 100 км дорог, 30 транспортных сооружений, 16 пешеходных переходов. В ближайшие годы сосредоточимся на создании наиболее развернутых поперечных межрайонных связей. Такие объекты дают хороший эффект для уменьшения загруженности дорожной сети в целом», — сказал он.

Метро

В последние десять лет московское метростроение вышло на мировой уровень: протяженность столичной подземки выросла почти вдвое (построено около 200 км линий, почти 90 станций метро и 12 электродепо). Главным достижением этой программы стал запуск Большой кольцевой линии протяженностью более 70 км. Она обогнала прежнего чемпиона среди подземных колец — вторую кольцевую линию пекинского метро (57 км), — став самым крупным в мире проектом в области метростроения.

По словам Андрея Бочкарёва, в настоящее время в Москве строится порядка 35 км новых линий и 15 станций метро. «В планах на ближайшие 10 лет предусмотрено запроектировать и возвести еще 39 станций. Среди проектов — Троицкая, Бирюлевская, Рублево-Архангельская линии, дополнительные участки на Сокольнической и Арбатско-Покровской ветках», — рассказал глава столичного стройкомплекса. После 35-летнего перерыва возобновлено строительство одной из станций-призраков — «Суворовской» (между «Новослободской» и «Проспектом Мира»).

Железные дороги

Новая стратегия пространственного и градостроительного развития столицы предусматривает включение железных дорог в общую транспортную систему города. В 2016 году на основе старой окружной железной дороги была создана современная кольцевая линия — Московское центральное кольцо с 31 станцией и удобными пересадками на наземный общественный транспорт или метро. Следующим решением в развитии железных дорог стало продление изначально тупиковых и прерывавшихся в центре города линий. Так, на базе исторических радиальных направлений были сформированы Московские центральные диаметры (МЦД), связывающие Москву с ближним Подмосковьем.

За последние 12 лет было построено и реконструировано 476 км железнодорожных путей и 108 остановочных пунктов. На ближайшие годы стоит задача максимально эффективно вписать эти маршруты в жизнь мегаполиса. Уже в этом году планируется завершить строительство новых вестибюлей станций «Тестовская» и «Курская», провести реконструкцию городского вокзала «Щербинка» и интеграцию станции «Кутузовская» с метрополитеном.

Транспортно-пересадочные узлы

Формирование единой транспортной системы закономерно потребовало возведения пересадочных узлов и городских вокзалов. Всего в Москве планировалось построить 259 городских вокзалов, из которых около 80 должны были стать крупными капитальными постройками, объединяющими большое количество пересекающихся транспортных потоков, а остальные — плоскостными и локальными; локальные на сегодня практически выполнены, при этом из крупных проектов реализована примерно половина. К строительству таких комплексов город активно привлекает инвесторов. «Реализация городских вокзалов способствует улучшению пешеходных связей, предоставляет рабочие места, формирует новые точки притяжения и благоприятную среду для жителей и гостей нашего города. Кроме того, это комфортные условия для проживания с идеальной транспортной доступностью — жилье строится там, где уже создана вся инфраструктура», — подчеркнул исполнительный директор по девелопменту АО «Мосинжпроект» Павел Дудулин.

Только в этом году на маршрутах МЦД появятся два таких вокзала — «Митьково» и «Петровско-Разумовская». Главными их преимуществами являются быстрая и удобная пересадка на другие виды транспорта по принципу «сухие ноги» — удобная навигация, включая маломобильных пассажиров.

Приятный бонус

Как пояснил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, бюджетные вложения в транспорт служат колоссальным драйвером в развитии территорий и «магнитом» для частных инвестиций. «Мы подсчитали, что каждый рубль, вложенный в развитие скоростного транспорта в пешеходной доступности, приносит три рубля внебюджетных инвестиций и дополнительные налоги», — отметил он.

Московский пример наглядно показывает, как развитие транспортной инфраструктуры обеспечивает высокую инвестиционную привлекательность и масштабное обновление жилого фонда, появление множества объектов социальной и досуговой инфраструктуры. По оценкам специалистов столичного стройкомплекса, градостроительный потенциал территорий, расположенных в зоне влияния МЦК, МЦД и БКЛ, составляет свыше 45 млн «квадратов» недвижимости.