Чувство нового

С «постпандемийной» реальностью справятся застройщики, готовые меняться

Вениамин ГОЛУБИЦКИЙ, президент группы компаний «КОРТРОС»

Screenshot_1.png

Сегодня в строительстве наступило время пересмотра подходов. И говорить надо не о кризисе, на который удобно списывать собственные недоработки, а о новых возможностях. По большому счету каких-то глобальных потрясений на рынке не произошло. Государство своевременно приняло меры для поддержки застройщиков, и вынужденные простои в работе превратились в большой отложенный спрос. Стройотрасль стабильна, но переживает внутреннюю трансформацию, в результате которой должно будет повыситься качество предоставляемых услуг. Большинство девелоперов, на мой взгляд, имеют достаточный запас прочности, который сформировался еще до начала экономической турбулентности, вызванной падением цен на нефть и пандемией коронавируса. Но не растерять и нарастить этот запас смогут лишь те, кто готов к быстрой перестройке своих бизнес-процессов.

Сегодня, например, многие говорят, что покупателю нужны не просто стены, а полноценная, комфортная среда. Между тем, пятнадцать лет назад это было далеко не очевидно, но мы у себя в компании с самого начала решили, что будем делать упор не на продажу квадратных метров, а на создание определенных условий для жизни. В это понятие вошли и социальная инфраструктура, и «зеленые стандарты», и технологии «умного дома», и многое другое. Наш опыт показал нам, что такое насыщение проекта возможно только при определенном объеме. Так мы пришли к концепции комплексного освоения территории. Собственно, мы и ввели этот термин на рынке, когда в 2005 году приступили к работе над огромным — на 9 млн «квадратов» — районом «Академический» в Екатеринбурге. В результате, начав как региональная девелоперская компания, мы вышли на федеральный уровень. Сейчас в нашей копилке более 25 проектов в 8 регионах России, включая Москву и Санкт-Петербург.

Умение адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, быстро реагировать на новые вызовы — непременное условие успеха. К примеру, во время самоизоляции мы максимально оперативно наладили онлайн-взаимодействие с клиентами. Этот механизм мы использовали и раньше, но в условиях пандемии он стал особенно актуальным. Теперь около 20% наших сделок совершаются в онлайне. На мой взгляд, покупателю такая схема дает дополнительные преимущества. Раньше он мог увидеть только макет и забор стройки, а сейчас менеджер в режиме онлайн имеет возможность провести репортаж прямо со стройплощадки. Активно идет бронирование квартир в электронном формате, в частности в Москве. Несмотря на самоизоляцию, нам удалось по итогам I полугодия увеличить поступления по столичному региону на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«Постпандемийная» реальность меняет и потребительские запросы. Люди переосмысливают ставшие привычными вещи. Например, востребованные прежде квартиры-студии в условиях постоянного пребывания дома всей семьи стали гораздо менее привлекательными. Удаленная работа, ставшая ныне весьма популярной, требует уединенного «кабинетного» пространства. Как следствие, в ближайшее время возможен тренд на увеличение средних площадей квартир в новостройках, появление в них лоджий, террас.

Особое внимание покупатели недвижимости уже сейчас уделяют благоустройству придомового пространства, наличию в нем «зеленых уголков» и, конечно же, смарт-технологиям. Системы «умного дома» сегодня являются одним из конкурентных преимуществ ведущих девелоперов. Жители домов получают возможность контролировать системы жизнеобеспечения и безопасности с помощью смартфона. Когда мы только начинали внедрять технологии «умного дома» в «Академическом», мы опережали время. Сегодня «КОРТРОС» включает такие решения во все свои проекты, теперь это — данность, необходимая для развития рынка и общества в целом.


Теги: