Бег без барьеров

Москва обещает продолжить работу по сокращению административных процедур в строительстве 

Сегодня в условиях кризиса строительный бизнес сталкивается с серьезными трудностями — снижением спроса и сокращением рентабельности. В этой ситуации особое значение приобретают меры по сокращению издержек, в том числе и уменьшение затрат на получение всякого рода разрешений и согласований. За последнее время Минстроем РФ проделана большая работа по снижению административных барьеров в строительстве. В результате Россия улучшила свои позиции в рейтинге DoingBusiness Всемирного банка, поднявшись с 124-го места (2011) на 51-е (2015). В категории «Получение разрешения на строительство» Россия «отвоевала» 60 позиций и продвинулась с 179-го места на 119-е.

Свой вклад в дело снижения административных барьеров вносят и регионы, в том числе и Москва, являющаяся одним из крупнейших строительных рынков страны. По данным того же Всемирного банка, за пять лет в столице время прохождения административных процедур сократилось в 2,5 раза.

Надо отметить, что работа по снижению административных барьеров в Москве ведется уже не первый год. На сегодня определены три самых важных направления этой деятельности: ликвидация излишних административных процедур, сокращение сроков прохождения согласований, а также перевод услуг в электронный вид.

Еще в 2013 году в столице полностью отменили согласования префектур округов и управ районов на всех стадиях строительного проекта. Эти функции были переданы в Стройкомплекс, что намного упростило систему оформления документов.

Тогда же с 28 до 5 пунктов был сокращен и список необходимых документов для получения ордера на производство земляных работ. В 2015 году было отменено постановление правительства Москвы № 857, регламентировавшее земляные работы и обустройство строительных площадок. Принятые взамен его новые постановления исключили целый ряд избыточных процедур.

Не менее важным стало сокращение сроков оформления документов. С 50 до 30 дней был уменьшен срок проведения госэкспертизы типовой проектной документации. За 14 дней вместо 30 можно оформить свидетельство об утверждении архитектурно-градостроительного решения (АГР), за 7 дней вместо 14 — получить ордер на производство земляных работ, за 5 дней вместо 10 — оформить заключение о соответствии построенного объекта требованиям проекта.

Еще одним направлением деятельности московской мэрии стал перевод госуслуг в строительстве в электронный вид. Эта работа также началась в 2013 году, и к концу 2014 года 12 услуг из 14 уже предоставлялись в электронном виде, а с 2015 года 9 услуг предоставляются исключительно в электронном виде. Востребованность электронных сервисов подтверждается статистикой. Если в 2013 году в электронном виде было подано только 12% заявок от общего числа, то в 2014 году — 33%, а в 2015-м — уже 70%.

Сегодня Москва предоставляет 14 видов государственных услуг в области инвестиционно-строительной деятельности и 12 из них — в электронном виде. В настоящее время заявитель через Интернет, без личного посещения органов власти, может оформить необходимые документы на всех этапах реализации строительного проекта, начиная с заключения договора аренды земли и заканчивая получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Помимо этого в столице запущена программа «От проекта до объекта за 9 шагов». В рамках разработки этой программы из перечня обязательных процедур исключили 12 согласований. В результате работы по оптимизации административных процедур в перечне оформления документов было оставлено лишь 9 необходимых шагов, сократив средний срок прохождения административных вопросов до 99 дней. Все 9 шагов осуществляются в электронном виде через портал государственных услуг. Прохождение согласовательных процедур можно контролировать через сервис «Кабинет застройщика».

Правда, сегодня эта программа относится только к строительству так называемых «низкорисковых объектов», не связанных с постоянным пребыванием людей и не обремененных никакими ограничениями, в том числе связанными с безопасностью. В перспективе механизмы, используемые при реализации программы «9 шагов», можно будет распространить на все объекты.

Однако надо отметить, что только 20% административных процедур из исчерпывающего перечня, утвержденного правительством, напрямую связаны со строительной деятельностью (29 из 141 процедуры перечня). 74 процедуры касаются вопросов технологического присоединения сетей. И именно здесь возникает больше всего нареканий. Столичные власти предпринимают усилия для улучшения положения и в этой сфере. Так, до конца года планируется завершить разработку сводного плана всех подземных инженерных коммуникаций и сооружений в пределах МКАД. Это будет серьезный информационный ресурс о видах и пространственном расположении существующих и проектируемых подземных инженерных коммуникаций и сооружений. Документ включит в себя все подземные части зданий, подземные коммуникации и проекты по ним. Создание такого плана позволит оптимизировать процессы подключения новых объектов к инженерным сетям и существенно сократить сроки инженерно-изыскательских работ для застройщиков.

Кроме этого, в столице планируется упростить порядок строительства небольших инженерных сетей («СГ» писала об этом в № 8, 26.02.16). В настоящее время на прокладку сетей малого диаметра необходимо получать такое же разрешение, как и на магистральные сети крупного диаметра.

Со своей стороны, застройщики отмечают сокращение административных процедур в столице. Это признают многие крупные игроки московского рынка.

«Чем быстрее мы строим, тем лучше, городские власти это понимают и идут нам на встречу», — отметил генеральный директор ГК «Пионер» Андрей Грудин. У инвесторов появляется возможность прогнозировать реальные сроки тех или иных процессов в строительстве и более или менее четко понимать — сколько времени необходимо закладывать на ту или иную процедуру, а, следовательно, и правильно выстраивать финансовую политику.


Генеральный директор ГК «Пионер» Андрей Грудин:

«Городские власти оказывают содействие застройщикам, снижая количество административных процедур и сроки прохождения различных согласований… Особенно это важно в условиях сжимающейся рентабельности»


Партнер компании «Химки Групп» Дмитрий Котровский:

«Безусловно, за последние годы ситуация с оформлением разрешительной документации в строительной сфере улучшилась. Электронный документооборот создает прозрачную схему принятия градостроительных решений, а, следовательно, дает некие гарантии бизнесу. Конечно, у бизнеса всегда есть вопросы, как можно ускорить ту или иную процедуру, как можно найти компромисс, но в целом система отлажена и понятна»


Президент ГК «Мортон» Александр Ручьев:

«Снижение административных барьеров дает горизонт принятия решений и сокращает издержки на этапе подготовки к строительству»