Вперед, к культурной деградации!

Вперед, к культурной деградации!

nso.ru
Как сделать так, чтобы архитекторов не лишили последнего инструмента контроля АГО?

В последние годы обновляемые генпланы городов все чаще не определяют стратегические направления развития мегаполисов, а наоборот — идут вслед за уже построенным, пытаясь ввести его в правовое поле, сделать легитимным. Таков результат приоритета земельного права над человеческими идеалами градостроительства, установленный Градкодексом РФ. А впереди — еще одна новация, в результате которой профессионалов-архитекторов могут окончательно отодвинуть и от контроля архитектурно-градостроительного облика (АГО) объектов капитального строительства. К чему это может привести и как предотвратить опасные последствия, обсуждали в конце июня на пленарном заседании XLVIII Совета главных архитекторов России и стран СНГ, который в этом году проходил в Новосибирске.

Что первостепенно?

«В рамках оптимизации инвестиционно-строительной деятельности с сентября 2022 года предлагается сохранить контроль архитектурно-градостроительного облика объектов капитального строительства только для трех субъектов РФ: Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя», — проинформировала коллег председатель совета, главный архитектор Московской области Александра Кузьмина, добавив, что подмосковный губернатор, к примеру, уже обратился к премьер-министру страны Михаилу Мишустину с письмом, содержащим просьбу не лишать такой возможности и остальные регионы.

Контроль АГО органами архитектуры, по мнению экспертов, дает возможность получать на выходе гармоничные фасады капобъектов, качественное благоустройство и обеспеченность машиноместами с учетом региональных требований, обеспечивает транспортную и пешеходную доступность строящихся проектов. «В совокупности это дает нам подлинное повышение уровня комфортности, которое, к сожалению, нельзя заместить укладкой брусчатки и установкой скамеек. Качество городской среды — в первую очередь архитектура и только потом благоустройство, но не наоборот», — указала Александра Кузьмина. По ее оценке, сегодня контроль АГО, по сути, остается единственным инструментом реального влияния (регионов и муниципалитетов) на качество городской среды с учетом местных требований. Органы экспертизы тут никак не помогут. Они проверяют проектную документацию на соответствие требованиям федерального законодательства, на соответствие заданию на проектирование, проверяют достоверность сметной стоимости, но не более того.

Именно поэтому только архитектурный контроль АГО позволяет обеспечить более гармоничную интеграцию объекта со всем его благоустройством в существующую среду (хорошую пешеходную проницаемость, удобство сквозных проездов и т. п.). Он дает возможность «отловить» те проблемы, которые не увидит экспертиза, действующая только в пределах земельного участка, выделенного под застройку (например, отсутствие нормальной подъездной дороги к объекту).

Почему контроль АГО «впал в немилость»

«Существуют мнения, будто контроль АГО создает повышенную коррупциогенность строительных проектов, провоцирует субъективизм и увеличение инвестиционного цикла», — поделилась Александра Кузьмина. С ее точки зрения, из-под таких обвинительных мнений легко убрать почву. Чтобы исключить коррупционную составляющую, необходимо максимально стандартизировать процесс контроля, создав типовое положение по оказанию соответствующей муниципальной или государственной услуги, типовой регламент и формы. Субъективизм в данном контексте можно не рассматривать как отрицательный фактор, поскольку, как заверила Александра Кузьмина, «субъективизм группы профессионалов-архитекторов при оценке АГО будет намного лучше, чем субъективизм одного или нескольких бизнесменов-застройщиков».

Тем не менее, для преодоления данного фактора следует сделать процедуру оценки АГО максимально прозрачной, с обязательным присутствием автора проекта и заказчика. Такой подход уже несколько лет используется в Московской области и зарекомендовал себя исключительно хорошо — процедура проходит конструктивно, без судебных конфликтов, а предлагаемые областной архитектурно-градостроительной комиссией улучшения проектов нормально воспринимаются и исполняются заказчиками.

Не слишком заметно влияет контроль АГО и на увеличение инвестиционно-строительного цикла. Тем не менее, чтобы исключить саму возможность споров на данной почве, можно для оптимизации процесса рассматривать АГО заранее, на стадии подготовки эскизного проекта.

А вот лишение органов архитектуры возможности контролировать АГО неизбежно приведет к постепенному снижению качества горсреды и к культурной деградации, предостерегла Александра Кузьмина. «Чтобы у нас остались инструменты влияния на АГО, необходимо внести изменения в Градостроительный кодекс, — подчеркнула она. — Предложения по внесению соответствующих изменений подготовлены. Мы берем на себя обязательства внести их на рассмотрение осенней сессии Госдумы (до 15 августа — «СГ»). В стадии подготовки находится типовое положение и типовой регламент по АГО для РФ. Теперь мы просим поддержки у регионов. Так, вслед за Андреем Воробьевым аналогичную инициативную бумагу в правительство направил губернатор Нижегородской области, готовят свои обращения Крым и Якутия. Коллеги, чем больше подобных инициатив с мест будет наблюдаться, тем больше шансов, что нас услышат. Если упустить момент, то через полгода вы потеряете последний инструмент влияния на АГО застройки, и вот тогда унять наблюдаемое во многих местах «взрывное развитие» архитектуры уже не получится».

Регионы: «контроль в ручном режиме»

Примечательно, что, в отличие от Московской области, во многих субъектах РФ и сейчас фактически нет эффективных механизмов контроля АГО, то есть и терять им нечего. Но остается надежда обрести. «Мы порой даже не можем заставить бизнесменов убрать уродующую город рекламу, сразу начинаются судебные иски; про какие-то внесения изменений, например, в облик фасадов и говорить нечего, — посетовала главный архитектор Абакана Светлана Крылова. — И все решения нашего градостроительного совета носят исключительно рекомендательный характер».

«Никакого согласования с органами архитектуры от застройщиков сегодня не требуется, — вторит коллеге из столицы Хакасии и главный архитектор Республики Крым Ирина Соловьева. — В лучшем случае какие-то рекомендации от местного Градсовета получают объекты в 500-метровой зоне от морского побережья, в остальных случаях застройщики как хотят, так и строят. В итоге Крым начал получать «скворечники», никак не интегрированные в имеющуюся градостроительную среду».

По мнению главного архитектора Новосибирска Александра Ложкина, регионам действительно нужен прописанный в законе инструмент контроля АГО. «Пока вся работа по поддержанию достойного АГО новостроек ведется с новосибирскими застройщиками в «ручном режиме», путем индивидуальных переговоров, — рассказал он. — Пока что новосибирским органам архитектуры это удается неплохо, но системный инструмент, конечно, требуется. Если он появится, мы им с удовольствием воспользуемся».

А кадры кто?

В свою очередь, заместитель губернатора Томской области по строительству и инфраструктуре Евгений Паршуто предложил, обсуждая проблемы градостроительства и архитектурного облика, прежде всего задуматься: а кто все это делает? Кто проектирует и строит уродливые фасады? Кто не обеспечивает интеграцию объектов в сложившуюся среду? И здесь, по мнению чиновника, главная, корневая проблема — острая нехватка кадров нужной квалификации. И за примерами ходить далеко не надо. «В департаменте архитектуры и градостроительства Томска из 70 штатных специалистов, может быть, человек 20 имеют архитектурное образование, — откровенно сообщил Евгений Паршуто. — Остальные — юристы и экономисты, по подготовке своей не имеющие никакого отношения к градостроительной деятельности. Почему мы допускаем такую ситуацию? Да потому что других специалистов на рынке труда банально нет, а если они и появляются, то быстро уезжают туда, где им могут платить более высокую зарплату». По оценке Евгения Паршуто, семь специализированных вузов архитектурно-строительного профиля, которые остались в стране после всех сокращений и объединений, не могут закрыть реальную потребность страны в грамотных архитекторах, градостроителях, специалистах территориального планирования.

Александра Кузьмина, председатель совета главных архитекторов России и СТРАН СНГ, главный архитектор Московской области:

Screenshot_1.png

«В работу с АГО входит фиксирование внешнего вида объекта (форма, цвет, раскладка, текстура, фактура, ритм), контроль за обеспечением: минимального благоустройства (малые архитектурные формы, озеленение); пешеходной и транспортной доступности объектов; эффективности внутренней планировки. Разумеется, все это выходит за пределы полномочий органов экспертизы. Ведь, скажем, цветовое решение фасада и прочие подобные нюансы никак не влияют на безопасность сооружения»

Справочно:

XLVIII Совет главных архитекторов России и стран СНГ проходил в Новосибирске с 23 по 26 июня. Его участниками стали более 100 человек из пяти стран: Казахстана, Армении, Молдовы, Италии и России. Нашу страну на мероприятии представляли профильные специалисты из Московской, Ленинградской, Томской, Тюменской и Вологодской областей, Пермского края, Республик Коми, Хакасия, Татарстан и др. регионов.