Таким и останется: облик универмага на Красной Пресне признан городской ценностью

Таким и останется: облик универмага на Красной Пресне признан городской ценностью

Таким и останется: облик универмага на Красной Пресне признан городской ценностью Mos.ru
Мосгорнаследием утвержден предмет охраны универмага на Красной Пресне (дом 48/2, строение 2) — перечень значимых исторических элементов и характеристик здания, которые в дальнейшем должны учитываться при проведении любых работ.

В предмет охраны универмага включены его местоположение и композиционная роль в структуре района, архитектурно-художественное оформление фасадов здания 1929 года, включая оформление козырька над главным входом, оконных и дверных проемов. В том числе квадратные парные боковые проемы верхнего этажа, рисунок заполнения витрин и характер их расстекловки, материал и способ отделки фасадных поверхностей образца 1929 года (штукатурка по кирпичу), двухстрочная надпись рельефным рубленым шрифтом на плоскости фасада четвертого этажа (в верхней строке — «МОСТОРГ», в нижней — «УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МАГАЗИН»). Особую ценность, по мнению специалистов, представляет пространственно-планировочная структура интерьеров. В здании торговые залы расположены на каждом этаже, в единое пространство они связаны с помощью центральной трехмаршевой лестницы, рядом с которой была устроена шахта для лифта.

Кроме того, в предмет охраны вошли все конструкции и перекрытия здания. Отдельно прописано историческое функциональное назначение постройки — магазин.

Знаменитое здание на Красной Пресне вскоре отметит столетний юбилей: оно было построено в 1927-1928 годах по проекту братьев Весниных, мастеров столичного конструктивизма, проект же появился еще раньше — в 1925 году. Именно это здание стало первой конструктивистской постройкой братьев Весниных.

Архитекторы предложили лаконичную композицию фасада, используя сплошное застекление. Для здания был выделен трапециевидный участок, выходящий на площадь Краснопресненской заставы. Главный фасад здания, смотрящий на угол площади, представляет собой огромный застекленный экран-витрину, занимающий практически всю его плоскость. Огромная витрина, выходившая на площадь, должна была активно привлекать покупателей, демонстрируя преимущества новой советской торговли.

Pastvu.com

Верхний этаж здания, в котором расположились служебные помещения, закрыт глухой стеной, что позволило разместить здесь рекламную надпись «МОСТОРГ. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МАГАЗИН».

Для того чтобы витрина не замерзала зимой и не запотевала, Веснины придумали построить 5 вентиляционных шахт, через которые постоянно циркулировал холодный воздух.

Применение стоечно-балочной конструктивной системы позволило создать на каждом из основных этажей единое пространство торгового зала.

Благодаря лаконичной конструкции магазин отлично вписался в старую застройку. При его сооружении были применены передовые по тем временам технологии экономичного строительства. В 2002 году здание реконструировала фирма «Бенеттон». Фасад-витрина был обновлен согласно первоначальному проекту Весниных, восстановлена вывеска «МОСТОРГ» в стиле 1920-х годов. Интерьеры магазина не сохранились.

Алексей ЕМЕЛЬЯНОВ, глава столичного Департамента культурного наследия:

«Универмаг на Красной Пресне — яркий пример крупного торгового сооружения нового типа, ставший первой конструктивистской московской постройкой братьев Леонида и Виктора Весниных. Его главный фасад — гигантский экран-витрина со сплошным остеклением — всегда привлекал внимание прохожих. Это здание обладает статусом объекта культурного наследия регионального значения и находится под государственной охраной»

Справочно:

Архитекторы братья Леонид (1880-1933), Виктор (1882-1950) и Александр (1883-1959) Веснины большинство известных работ выполняли вместе. Еще до революции они начали продвигать в профессиональном сообществе идею рационализации и осовременивания строительства, призывая искать новые формы, отражающие изменившееся содержание общественной мысли. Их творческий коллектив окончательно сложился к 1923 году, и в течение десяти лет братья были признанными лидерами нового направления в советской архитектуре — конструктивизма.

Кстати:

Строительство крупных универмагов стало заметным явлением в архитектуре Москвы второй половины 1920-х годов. В то время в бывших окраинных районах строится целый ряд универмагов по инициативе Мосторга. Универмаги рассматривались как одна из форм централизации коммунально-бытового обслуживания и должны были составить конкуренцию частной торговле. Их создание давало возможность государственной и кооперативной торговле существенно уменьшить накладные расходы и снижать цены на товары. Здания универмагов стали предметом архитектурных конкурсов, их строительство нередко поручалось выдающимся мастерам, которые могли бы создать выразительные образы социально значимых объектов, соответствующих новому функциональному назначению и градостроительной роли.